Первый банковский!: Некоторые эксперты считают, что «Самрук-Казына» стала слишком громоздкой структурой - Первый банковский!

Перейти к содержимому

Правила конференции

Внимание! Ответственность за содержание публикуемых материалов лежит целиком на авторах статей.
Мнение Администрации сайта может не совпадать с мнениями авторов публикаций.
Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Некоторые эксперты считают, что «Самрук-Казына» стала слишком громоздкой структурой Бизнес & Власть Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   eug 

  • Главный специалист
  • Группа: Администрация
  • Сообщений: 20527
  • Регистрация: 06 December 06

Отправлено 26 May 2009 - 23:44

Разгрузочный день

Опубликовано в деловом еженедельнике «Бизнес & Власть»
Изображение


На минувшей неделе премьер предложил передать Мининдустрии ряд институтов развития. В частности, на баланс министерства будет отдано АО «Банк развития Казахстана» (БРК). Некоторые эксперты считают, что «Самрук-Казына» стала слишком громоздкой структурой, чтобы отвечать за все свои активы.

Сегодня БРК входит в состав «Самрук-Казыны». Банк кредитует средне- и долгосрочные инвестиционные проекты в производственной инфраструктуре и несырьевых отраслях экономики. «С учетом новых задач и новых вопросов по индустриализации экономики я прошу вас (нового руководителя Мининдустрии Асета Исекешева. – «&») в кратчайший срок представить свои предложения по наделению министерства дополнительными полномочиями по передаче, возможно, ряда структур и ведомств», – сказал премьер-министр Карим Масимов, представляя нового руководителя Мининдустрии коллективу госведомства.

Как сказал «&» секретарь Комитета мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Мурат Абенов, сегодня временные отрезки рассчитываются иначе, чем несколько лет назад. Если раньше можно было принимать планы развития на 3-5 лет, то сегодня в связи с кризисом все вынуждены достаточно быстро реагировать на ту или иную ситуацию, пояснил он.

«Конечно, «Самрук-Казына» должна была заниматься диверсификацией экономики и развитием несырьевого сектора. Но когда госхолдинг нагрузили вопросами, связанными с антикризисной программой, он все свои ресурсы – организационные, финансовые – направил на реализацию этой задачи, поэтому диверсификация практически осталась неохваченной», – рассуждает депутат. Антикризисная программа – это, конечно, хорошо, но если Казахстан одновременно не начнет заниматься диверсификацией, тогда зачем выходить из кризиса – площадка для дальнейшего развития будет не готова, прогнозирует г-н Абенов.

По его словам, у «Самрук-Казыны» было время воспользоваться своими возможностями, но о серьезных проектах мы не услышали, поэтому передача БРК связана с тем, что миссия реализовать индустриально-инновационную программу возложена на Мининдустрии. Если раньше министерство со своими проектами выходило на «Самрук-Казыну», а уже потом на БРК, то теперь лишнего звена в этой цепочке не будет, подчеркнул г-н Абенов, отметив, что тем самым на Мининдустрии возложена дополнительная ответственность. Если раньше критику в адрес министерства в том, что они не успевают реализовывать те или иные проекты, можно было списать на отдаленность БРК, то теперь Мининдустрии дают дополнительные полномочия, поэтому все возможные ошибки будут ошибками министерства, отметил депутат.

У заместителя председателя партии «Адилет» Серика Абдрахманова свое видение проблемы: «Все значимые решения принимает Президент, поэтому главная кухня у нас – в его Администрации. Приложением к этой системе принятия решений выступает правительство. На пути к хозяйствующим субъектам стоит надструктура в виде «Самрук-Казыны». Ко всему этому появилось еще и партийное руководство всеми и вся, корнями уходящее в ту же администрацию. Есть пословица: «В одном котле две головы не сваришь», а тут три – правительство, «Самрук-Казына» и «Нур Отан». По его словам, в зависимости от лидеров, которые возглавляют эти три образования: кто из них ближе к котлу, где все варится, тот и имеет влияние на принятие экономических решений. Понятно, что в такой ситуации необходимо упрощать систему управления и дать свободу бизнесу, поскольку в данной ситуации неизбежны столкновения интересов правительства, «Самрук-Казыны» и партийного аппарата, подчеркнул г-н Абдрахманов в беседе с «&».

«Сегодня, наверное, поняли, что подобные образования не способствуют оперативности принятия решений, что было главным аргументом при создании «Самрук-Казыны», поэтому БРК и передан министерству. Таким образом, постепенно, через год-два Казахстан попрощается с «Самрук-Казыной» и забудет, что это такое», – считает он.

Доктор экономических наук Айгуль Тулембаева полагает, что необходимо параллельное существование нескольких госхолдингов, которые могли бы конкурировать друг с другом, например, по определенным показателям или достижениям. Большое количество структур, сконцентрированных в одних руках и подчиняющихся одному органу, как правило, расслабляет этот же орган и минимизирует стимул к саморазвитию, сказала она «&». Вывод БРК, по мнению г-жи Тулембаевой, не станет началом конца «Самрук-Казыны», однако не исключено, что это будет толчком для реорганизации госструктуры. Особенно если учитывать, что не так давно было объявлено о начале «пятилетки» – будет новое отношение к управлению экономикой, поэтому определенные реорганизационные изменения необходимы, полагает она. «Наличие «Самрук-Казыны» изначально предполагает отсутствие соперничества. Для того чтобы работала система планирования, необходимо найти механизмы конкуренции, которые будут работать как двигатели развития», – рассуждает г-жа Тулембаева. Создание, например, двух госхолдингов вроде «Самрук-Казыны» было бы эффективной мерой, считает она.

Председатель партии «Ак жол» Алихан Байменов предполагает, что в разгар кризиса, скорее всего, крупные реорганизации проводиться не будут – сегодня, например, речь идет только о передаче одного банка. Однако, по его словам, стоит надеяться, что передача БРК – первый шаг к тому, что определится один госорган, который будет конкретно отвечать за реализацию конкретной программы – индустриально-инновационного развития, полагает он. Наличие в роли актива БРК усилит роль Мининдустрии, сказал «&» г-н Байменов.

При этом, если основной финансовый институт для госинвестиций, инфраструктурных и индустриальных проектов будет находиться в министерстве, было бы логично передать в его ведомство и инновационный фонд, а также возложить на него ответственность за финансирование развития науки, проведения опытно-конструкторских работ, отметил собеседник. Например, если из бюджета в значительной степени финансируется развитие отечественной науки, то внедрение опытно-конструкторских работ оказалось не у дел, подчеркнул г-н Байменов. «В идеале этими вопросами должен заниматься Инновационный фонд, но этого не происходит. В результате многие разработки, например физико-металлургические, геологические, в которых в принципе есть потребность, оказались без применения, практически никакие из них не доходят до финансирования», – рассказал он.

Идея создания банка – диверсификация экономики, правильное осуществление госинвестиций и привлечение партнеров из-за рубежа, отмечает г-н Абенов. В силу этой специфики БРК сегодня находится в гораздо более благоприятном положении, нежели все остальные казахстанские финансовые институты, полагает он. «В отличие от других банков, которые сегодня больше озабочены, как бы заплатить деньги своим зарубежным кредиторам, доказать свою платежеспособность, БРК имеет возможность работать на перспективу и финансировать инвестпроекты», – резюмировал депутат.

Справка

«Самрук-Казына» создана в соответствии с указом Президента 13 октября 2008 года путем слияния «Фонда устойчивого развития «Казына» и «Казахстанского холдинга по управлению госактивами «Самрук». Некоторые дочерние и зависимые организации «Самрук-Казыны»: Казатомпром, КазМунайГаз, «Казахстан Темир жолы», KEGOC, Казпочта, «Самрук-Энерго» (93,42%), Казахтелеком (45,9%), «Эйр Астана» (51%), Kazakhmys (14,99%), ENRC (11,65%), Фонд развития предпринимательства «Даму», Инвестиционный фонд Казахстана, Национальный инновационный фонд, а также все СПК («Сарыарка», «Онтустик», «Ертис», «Жетысу», «Каспий», «Тобол», «Батыс»).

Эксперт

Экономист Рахман Алшанов

Изначально БРК должен был быть в составе Мининдустрии. Когда образовывалась «Самрук-Казына», то, что находилось в свободном плавании, временно пошло «под крышу» госхолдинга. Поэтому «возвращение» БРК вполне естественно. Конечно, по идее, «Самрук-Казына» могла реализовывать проекты, финансировать их, однако холдинг оказался слишком громоздкой структурой. Сегодня он руководит большим количеством крупных компаний и фактически стал дублером правительства в экономике.

Сама по себе «Самрук-Казына» должна была быть только холдингом по управлению активами, а не органом, который занимается экономической политикой. Управление активами означает только рациональное использование, хранение и размещение денег. Между тем сегодня у «Самрук-Казыны» слишком много функций, несмотря на то, что госхолдинг должен следить за правильным использованием средств, а не проводить самостоятельную политику, как государство в государстве.

Кроме того, были компании, которые вполне эффективно работали и без «прихода» «Самрук-Казыны», например Казахтелеком. У каждой из них были свои проекты, планы развития, своя схема распределения средств. Когда деньги «забираются» и направляются на другие, более важные, по мнению руководства, цели, компании в случае невыполнения какого-то проекта могут сослаться на то, что управление принадлежит не им. Что-то вроде «мы хотели, а вы нам помешали». Таким образом, размывается ответственность. Необходимо найти золотую середину. Ряд полномочий надо вернуть компаниям, которые успешно вели самостоятельную работу и которые сейчас в силу каких-то политических решений объединены под руководством «Самрук-Казыны».

Конечно, государство должно управлять своими активами, должно контролировать работу этих компаний, направлять на правильные решения. Но надо иметь в виду, что в сегодняшней ситуации успешно работающие компании будут не заинтересованы эффективно работать – зачем, если все равно средствами распоряжается «Самрук-Казына». Таким образом, минимизируется стимул для работы и дальнейшего развития. Получается сплошная безответственность.

Сегодня на Мининдустрии возложена ответственность за индустриально-инновационную политику, а получается, что структуры, через которые надо вести работу, оказываются в другом ведомстве. С передачей БРК баланс будет восстановлен. Единственно, необходимо, чтобы министерство распорядилось этим банком эффективно. В свое время на индустриально-инновационную политику были выделены большие средства, сейчас все они уже истрачены, а реальных результатов нет. Деньги Нацфонда, которые вроде как копились для будущих поколений, уже тратит нынешнее. Поэтому хоть теперь необходимо сконцентрировать индустриально-инновационные программы в министерстве, раз уж оно существует. Кроме того, нынешний министр индустрии и торговли Асет Исекешев еще на посту замминистра Мининдустрии был инициатором многих инновационных проектов.

Мнение

Директор группы оценки рисков Досым Сатпаев

Разговоры по поводу сокращения институтов развития, тех или иных непрофильных структур, которые сначала были связаны с «Казыной», а потом и с ФНБ «Самрук-Казына», начались еще в прошлом году. При этом сокращать непрофильные активы планировалось не только у «Самрук-Казыны», но и у нацкомпаний, которые работают под крышей госхолдинга.

БРК никогда не играл ключевой роли в структуре холдинга. Связано это с тем, что основные игроки в «Самрук-Казыне» – это все-таки крупные нацкомпании. Например, самые мощные активы – КазМунайГаз (КМГ) и «Казахстан Темир Жолы» (КТЖ). Что касается БРК, его задачи и миссия, по сути, во многом непонятны до сих пор, а функции этого банка даже в условиях борьбы с кризисом очень туманны. Не думаю, что с уходом БРК из «Самрук-Казыны» холдинг потерял что-то очень существенное. Тем более что «Самрук-Казына» присутствует в системообразующих банках, в том же БТА и Альянс Банке, тем самым фактически контролируя всю банковскую систему республики.

Передача БРК Мининдустрии – это некая разгрузка. Но не стоит рассматривать этот факт как начало конца работы «Самрук-Казыны», поскольку холдинг только сейчас начинает работать на полную мощь. До этого был длительный подготовительный период, и, по сути, эта структура более или менее сформировалась только сейчас. Более того, те группы, которые были заинтересованы в создании «Самрук-Казыны», пока не заинтересованы в ее разрушении, так как ресурсы в госхолдинге сосредоточены довольно серьезные.

Кроме того, одним из мотивов создания «Самрук-Казыны» была борьба с кризисом. Учитывая, что мировой кризис еще не закончился и в Казахстане наблюдаются все кризисные тенденции, становится понятно, что госхолдинг с точки зрения антикризисного менеджмента свою миссию пока не выполнил. Таким образом, и с этой точки зрения ликвидация «Самрук-Казыны» в ближайшее время маловероятна.

Единственный момент, который может играть против ФНБ, – желание некоторых влиятельных групп получить доступ к холдингу. Учитывая, что у них пока этого доступа нет, они могут применять тактику дискредитации «Самрук-Казыны» и в целом всего, что делает эта структура, убеждая тем самым, что создавать ее не было смысла.

При этом нельзя отрицать возможность определенных изменений внутри самой структуры госхолдинга, в руководящих позициях, в частности, возможна смена руководства. Скорее всего, грядет определенный передел сфер влияния внутри ФНБ. Тот факт, что решением правления «Самрук-Казыны» от 21 мая зампред правления госхолдинга Тимур Кулибаев назначен председателем совета директоров КМГ, КТЖ и «Самрук-Энерго», говорит об увеличении его влияния. Нельзя исключать, что у него или у его группы есть определенные намерения занять руководящие позиции в «Самрук-Казыне», поскольку сейчас там находятся другие люди.

Александр Таланов

Сообщение отредактировал eug: 26 May 2009 - 23:46

0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему