Отправлено 08 August 2006 - 18:06
Здравствуйте. С интересом прочитал Вашу дискуссию по Мобильному банкингу.
Так как этой темой занимаюсь непосредственно, захотел тоже сказать пару слов и прокомментировать отдельные утверждения.
На мой взгляд, за Мобильным банкингом не только будущее, но уже и настоящее. И приятно видеть в этом деле Казахстан наряду с Россией и Белоруссией ).
Основные двигатели МБ – всеобщая мобилизация и уже весьма большое количество пластиковых карт на руках. Они, можно сказать, “встретились”. С одной стороны, у людей есть необходимость регулярно платить за мобильный и желание делать это удобно, не нарушая его сущности – т.е. мобильно - в любое время, в любом месте. С другой стороны, есть потребность в оперативном управлении своим карт-счётом (инфо-запросы, блокировки, перевод средств).
Мне, кажется, это очевидным )…
Даже, если предположить, что у каждого жителя наших стран скоро будет по мобильнику и по компьютеру (плюс ноутбуку) и все освоят дистанционное банковское ПО - единовременных сеансов МБ будет больше, чем у интернет-банкинга и у голосового телебанкинга. Может быть - в разы… Платежи за мобильную связь свою и близких, коммунальные, микроплатежи - при прочих равных условиях включать компьютер не захочется. Тем более его с собой не потаскаешь.
Я конечно, в данном сравнении предполагаю, что это хороший МБ и хороший ИБ.
Что, в моем понимании – хороший МБ:
1. удобный, понятный интерфейс
2. безопасность платежей, приватность получаемой информации.
Часть клиентов, наверно, поменяют пункты местами, но большинству пофиг излишняя подозрительность – им, главное, подавай услугу.
Оба этих условия на данный момент достигаются с помощью банковского приложения на телефоне.
Заставлять людей набирать sms-команды вручную сейчас уже просто негуманно. Это ещё как-то можно понять, если существуют один-два инфо-запроса, типа баланса “BAL 1234” или подобного, но если их много или надо вводить на клавиатуре телефона реквизиты платежей – тут опасения Financial – “мобильный банкинг - неудобно - надо помнить коды для смс…” и Александра – “Ну в лом мне тыкать в кнопки и пялиться в маленький экран, чтобы сделать немаленький платеж!” весьма обоснованы.
Здесь необходимо интерфейсное приложение, минимизирующее этот ввод, позволяющее присылать ему готовые платёжные инструкции (актуальные платежи) и т.д.
Оно может быть реализовано в виде мидлета (J2ME-приложение в телефоне) или (и) в виде аплета (STK приложения на SIM-карте). VISA и производители SIM-карт толкают с переменным успехом второй вариант (STK) Konstantin: “По планам Визы, в случае удачности проекта аплет будет по умолчанию находиться на всех картах всех операторов (т.е. стандарт).”
На мой, опять же, взгляд, - это не главная дорога Мобильного банка. Сильная сторона аплета только во встроенной библиотеке шифрования (T-DES). Интерфейсные возможности намного слабее, чем у J2ME-технологии. Дополнительные минусы – зависимость от операторов и производителей SIM-карт плюс необходимость замены их у Пользователей.
К тому же – есть VISA, а где поддержка MASTERCARD, UNION, AE? )))
НБК движется в правильном направлении – у клиентского приложения в виде мидлета больше возможностей. Другое дело, что их мидлет не использует и половины заложенных технологией возможностей – ну, да будет куда расти. Главное начать ).
Михаил.