«Главная ценность – это ответственность»
Опубликовано в деловом еженедельнике «Бизнес & Власть»
Айман Мухтыбаева, председатель правления АО «БТА Жизнь», в силу своего оптимизма уверена, что кризис очень даже полезен. Это своего рода проверка на прочность, которую ее компания выдержала на твердую пятерку.
– Айман Абдикаппаровна, какие последние тренды вы можете отметить на рынке страхования жизни?
– При устойчивом росте рынка страхования жизни можно отметить, что он развивается преимущественно за счет аннуитетов, связанных с ответственностью работодателя. Такая положительная динамика есть и в общем страховании за счет обязательных видов. В то же время в развитии других добровольных видов страхования жизни отмечается спад. В накопительном страховании, которое является приоритетным для нашей компании, есть проблемы, связанные с низкой платежеспособностью населения. Если рассматривать тренды, то стоит выделить продвижение пенсионных аннуитетов – это достаточно перспективное направление.
– А как вы относитесь к предложению понизить тарифы? Некоторые эксперты полагают, что этот шаг сделает продукты по страхованию жизни более привлекательными…
– Не думаю, что такие меры помогут популяризации страховых продуктов. Для того чтобы у населения появился интерес, нужно, чтобы изменилась сама жизнь, точнее, уровень жизни. Например, в развитых странах доля страхования жизни в ВВП составляет более 3%. Это означает, что граждане этих стран могут направить в страхование не менее $1 тыс. К сожалению, пока мы не можем себе этого позволить. У нас в среднем эта сумма составляет не более 500 тенге.
Есть еще несколько важных факторов. Понимание индивидуальной ответственности, полная информированность и профессиональный консультант сделают страхование жизни востребованным. Если каждый человек осознает, что его будущее или будущее его семьи зависит от решения, принятого сегодня, то выбор будет в пользу страхования жизни.
– Ну а что касается цен на страхование, ведь зачастую у людей, которые хотят получить полис, недостаточно средств?
– При поверхностном взгляде на вопрос страхования жизни люди говорят о том, что это дорого и неинтересно. А ведь с точки зрения привлекательности существующих программ уже сегодня есть достаточно большой выбор видов страхования, которые по своим условиям соответствуют международным стандартам, а стоимость страхования напрямую зависит от сложности программы и результатов конкуренции на рынке. Цена полиса может быть и небольшой. Можно купить страховку и за 5000 тенге и получить миллион тенге защиты, но только в случае смерти или инвалидности. Но если говорить о накопительном страховании жизни, то, чтобы страховая компания в любом случае вернула клиенту миллион, нужно платить по 5000 тенге каждый месяц в течение долгого времени. К страхованию жизни нужно относиться как к долгосрочному инвестиционному проекту. Но у страхования жизни есть преимущество перед другими видами вкладов – это наличие страховой защиты, которую вы не получите больше нигде.
– Появились ли какие-нибудь нетипичные для Казахстана продукты страхования?
– Основная масса продуктов страхования жизни, предлагаемых на рынке, копирует программы, в свое время разработанные нашей компанией. Кардинальных изменений нет, только незначительные модификации. Тем не менее наша компания совместно с иностранными партнерами сейчас занимается разработкой новых программ. Самое привлекательное из существующих условий страхования в нашей компании – это участие клиентов в прибыли. То есть прибыль, которая формируется в страховой компании, распределяется между клиентами компании, и начиная с третьего года мы начисляем дивиденды. Вложения должны быть интересны.
– Сейчас в сенате рассматриваются изменения и дополнения в закон о страховании. Как этот документ отразится на деятельности страховых компаний?
– Нововведения значительно упростят процесс заключения договоров и процесс выплат. Появится возможность формирования больших резервов компаниями по страхованию жизни, достаточных для пожизненных выплат. И случаи продления, например, инвалидности будут решаться достаточно просто. Очень важно, что предстоящие изменения серьезно защищают интересы самого пострадавшего, увеличивая суммы компенсаций. Я полагаю, что новая схема работы повлияет на выбор работодателей в пользу компаний по страхованию жизни уже с момента вступления в силу указанных изменений. Что касается нас, то мы активно готовимся к изменениям.
В частности, открыты 14 филиалов и региональных представительств, а также дополнительно развиваются агентские пункты. Уверена, что эти изменения дадут новый импульс развитию и других видов страхования жизни.
– Как вы считаете, есть ли смысл перевода медицинского страхования из добровольного в обязательное?
– С точки зрения социальной ответственности бизнеса обязательное страхование здоровья может оказаться актуальным. Однако наличие обязательного страхования не исключает и добровольных видов. Обязательное медицинское страхование, как правило, покрывает только основные виды услуг, то есть имеет ограничения. Этот вид страхования может оказаться неинтересным с точки зрения известной убыточности медицинского страхования, и те, кто ратует за введение обязательного вида страхования, могут недооценить возможные убытки. Надо понимать, что устанавливаемые тарифы могут оказаться заниженными. Как вариант должны быть определены условия участия самого застрахованного в расходах. В ряде развитых стран при социальном страховании здоровья, например, есть условия по франшизе – сумме, в пределах которой с начала действия страхования расходы покрываются самим застрахованным, и есть услуги, где расходы разделены между застрахованным и страховой компанией.
– Каково ваше отношение к инициативе создания ассоциации страховщиков? Такие предложения выдвигались рядом компаний по страхованию жизни.
– Пару лет назад на вопрос о секретах бизнеса представитель одной из крупнейших в мире страховых компаний назвал наличие ассоциации компаний по страхованию жизни одним из условий успеха. Такая ассоциация позволяет формировать консолидированные предложения по различным законодательным проектам, учитывающие интересы отрасли, активно участвовать во всех процессах, связанных с развитием страхования жизни.
Поэтому недавно озвученная инициатива достаточно интересна. Возможно, это позволит изменить отношения между самими участниками ассоциации и активизирует развитие рынка страхования.
– Повлиял ли кризис на состояние ваших дел?
– Мне кажется, что кризис даже полезен. Период планирования становится короче, и это значит, что работать нужно интенсивнее. Кризис помогает определить лидеров. Это своего рода проверка на прочность. К тому же я большой оптимист и поэтому верю в то, что за кризисом следуют обновление и новый виток развития. И к нему будут готовы только сильнейшие.
– Каким, по-вашему, должен быть настоящий руководитель?
– Настоящий руководитель должен придерживаться определенных принципов в своей деятельности. В первую очередь он должен быть менеджером. Главный критерий менеджера – это его эффективность и нацеленность на результат. Настоящий руководитель должен уметь четко определять цели и задачи, достигать их и принимать ответственные решения.
– А какие качества отличают вас как управленца?
– Системный подход к управлению, понимание организации как целостного организма, деятельность которого зависит от четко определенных задач каждого подразделения и каждого сотрудника, от их исполнения в четко установленные сроки. Я придерживаюсь мнения, что ошибка подчиненного – это ошибка его начальника, а наказание – это первый шаг к утрате доверия. А еще я не люблю частые и длительные совещания, поэтому стараюсь избегать их проведения, если четко не установлены цели и вопросы к обсуждению.
– Вы привыкли плыть по течению или против?
– Предпочитаю двигаться к цели последовательно, без суеты. Где я окажусь в результате этого движения, зависит от внешнего окружения. Со стороны это можно оценить по-разному – как по течению, так и против.
– Психологи говорят, что в людях мы часто отвергаем те черты, которые присущи нам. Что вы отвергаете в других людях?
– Психология неуместна в менеджменте. Здесь все должно основываться на понятных, прозрачных принципах. Я придерживаюсь мнения, что у людей нет недостатков, а есть только достоинства и сильные стороны, которые нужно развивать. Это означает, что каждый человек должен найти свое место и делать то, что у него лучше всего получается. Если же сотрудник всякий раз ищет оправдания своему бездействию, то, возможно, от такого сотрудника лучше избавиться. Своим же недостатком в управлении считаю излишнюю детализацию заданий и задач, что приводит к определенному ограничению инициативы.
– В чем заключается ваша философия бизнеса?
– Философия бизнеса, как правило, отражается в миссии компании. Наша миссия – предоставление казахстанским семьям лучшего сервиса в области страхования жизни и здоровья, пенсий и финансового планирования. Это социальный бизнес, важность которого невозможно переоценить. Наш вклад в развитие общества мы рассматриваем с точки зрения участия в концепции социальной защиты, а также с точки зрения вклада в экономику страны. Наша главная ценность – ответственность. Нельзя говорить о философии, не сказав о сотрудниках, о внутренней корпоративной культуре, базовыми ценностями которой являются стабильность, профессионализм и умение работать в команде. Наша компания объединила сотрудников, имеющих большой опыт в страховании жизни, преданных своему делу, для которых приоритетом является личный вклад в развитие компании. Вот в этом и есть уникальность компании, уникальность ее философии.
– Тяжело ли на ваш взгляд, вести бизнес в сегодняшних реалиях?
– Ведение бизнеса всегда требует усилий. Это одинаково верно для любой его стадии и при любых внешних обстоятельствах. Понятно, что благоприятные условия социально-экономического развития или позитивное изменение политико-правовых аспектов могут влиять на темпы роста бизнеса. Но это не означает, что бизнес от этого станет легче с точки зрения менеджмента. Ведь есть еще и конкуренция, и потребители, и многое другое, что влияет на бизнес. Изменение ситуации требует пересмотра или корректировки стратегии, более четкой детализации кратко¬срочных задач, определения новых целей и способов их достижения.
Альбина Шингалиева
Страница 1 из 1
«Главная ценность – это ответственность» Председатель правления АО «БТА Жизнь» Айман Мухтыбаева
Поделиться темой:
Страница 1 из 1