Опубликовано в деловом еженедельнике «КУРСИВъ»
Страны Таможенного союза могут перейти к единой валюте после 2012 года
Российский вице-премьер Игорь Шувалов, выступая на Международном экономическом форуме СНГ, заявил о возможном переходе на совершенно новую валюту, которая появится аналогично евро. При этом исключается, что единой валютой может стать денежная единица одной из стран Союза. Стоить отметить, что вопрос о переходе на единую валюту обсуждается россиянами не в первый раз. Тема евразийского алтына в противовес западному дефекталу поднималась ранее и казахстанским президентом.
С начала 2010 года заработал Таможенный союз РФ, Белоруссии и Казахстана, а с 2012 года будет введено Единое экономическое пространство. Игорь Шувалов заметил, что границы этих экономических объединений будут расширены, и переход в перспективе к Единому валютному пространству не станет исключением. При этом он признался, что пока переговоров по поводу введения единой валюты с партнерами по Таможенному союзу не было. Но вопрос объективно станет в повестке дня после того, как таможенная тройка трансформируется в Единое экономическое пространство, и Союз перейдет на следующую ступень интеграции – Валютный союз.
Инициатива российского политика, ответственного в кабинете Путина за СНГ, симптоматична. В 1993 году Российская Федерация заявила о выходе из советской рублевой зоны и введении одноименной национальной валюты. Несмотря на соглашение об объединении валютных систем, подписанное правительствами двух стран, Казахстан был практически вытолкнут из рублевой зоны российскими «реформаторами», требовавшими передать наш золотой запас Москве. Последовавшее затем введение тенге, борьба с гиперинфляцией и совершенствование валютного регулирования закрепили независимость валютной системы Казахстана и сделали, по мнению экспертов, финансовую систему более устойчивой. Теперь же Россия активно лоббирует экономическую интеграцию на постсоветском пространстве, понимая, что контроль над странами-партнерами по СНГ легче осуществлять, имея в руках экономические инструменты. Вопрос в том, насколько выгодно для Казахстана – имеющего более либеральную налоговую и финансовую системы, обладающего огромными, востребованными на мировом рынке полезными ресурсами, а также сформировавшего золотовалютные резервы в десятки миллиардов долларов – вступление в Зону единой валюты с Россией.
«Казахстанский тенге отлично зарекомендовал себя как валюта и на данный момент не исчерпал своего ресурса», – считает президент Института экономических исследований при Министерстве экономики и бюджетного планирования Жамиля Бопиева. По ее мнению, на сегодняшний день единая валюта принесет Казахстану больше минусов, чем плюсов. «Кризис отступает, и для национальной валюты снова открывается поле для реализации своего потенциала. Однако во время будущих неизбежных кризисов опорой для экономик может стать как раз единая валюта.
Она позволит смягчить инфляционные угрозы, снизить проблемы ликвидности и увеличить возможность взаимопомощи в рамках ЕЭП. Однако при обсуждении данного вопроса необходимо уделить большое внимание законодательному обеспечению единой валюты. Важно четко отработать вопросы взаимной ответственности и полномочий. Ведь российская экономика в 15 раз больше казахстанской, и сохранение экономического суверенитета должно строго соблюдаться», – отметила она в беседе с «Къ». Жамиля Бопиева предположила, что при успешной реализации идеи единой валюты ЕЭП, инициативу по присоединению к ней могут проявить другие страны СНГ. «Также, как в Европе, нам необходимо будет определить четкие параметры, в соответствии с которыми мы сможем расширять валютную зону», – подчеркнула она.
«Создание любых интеграционных объединений – Таможенного союза, Единого экономического пространства, Зоны единой валюты – всегда очень сложный и трудоемкий процесс, – утверждает известный экономист Ураз Жандосов. – Сейчас у нас даже по Таможенному союзу очень много вопросов. На бумаге с 2012 года планируется ввести в действие Единое экономическое пространство, но ведь ЕЭП – это на порядок более сложная форма интеграции, чем Таможенный союз. Реально создать его можно будет не раньше 2015 года. Лишь после этого можно будет говорить о единой валюте – и то, если все будет работать так, как надо», – отметил он. По его мнению, в Казахстане, как и в России, накопилось много нерешенных проблем, мешающих развитию экономики и международного сотрудничества. Среди них Ураз Жандосов отмечает коррупцию, слабость судов в деле защиты прав бизнеса, неразвитость инфраструктуры, непоследовательность экономической политики правительства. «По абсолютно естественной логике единая валюта немыслима без Единого экономического пространства. Однако многие вещи в казахстанской экономике попросту запущены. И если мы не будем исправлять ситуацию, то не то, что единая валюта – Таможенный союз будет нам невыгоден», – прокомментировал он «Къ». Похожее мнение высказал глава Нацбанка Григорий Марченко, отметивший, что эволюция идеи евро заняла у Европейского союза несколько десятилетий.
По мнению топ-менеджера одной из крупных торговых компаний, пожелавшего остаться неизвестным, введение единой валюты не принесет декларируемых плюсов. «Россияне не в первый раз поднимают этот вопрос. При этом их цель – убедить партнеров на эмоциональном уровне, оставляя реалии на втором плане. Ведь введение единой валюты выгодно в первую очередь России, так как расширяет сферу ее экономического влияния. Большинство развивающихся стран без проблем применяет в международных расчетах доллары, евро и золото. Зачем Казахстану передавать часть своей экономической независимости в руки соседней страны с остатками имперских замашек? Торгуя нефтью, газом, металлами, зерном, мы можем отлично обойтись всемирно признанной валютой, которой, чтобы не говорили, является доллар, не беря на себя риски Белоруссии и даже России», – отметил собеседник «Къ».
Газиз АБИШЕВ
Сообщение отредактировал eug: 11 March 2010 - 16:08