Первый банковский!: «Фондовый рынок ждет «дочек» ФНБ «Самрук-Казына» - Первый банковский!

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1

«Фондовый рынок ждет «дочек» ФНБ «Самрук-Казына» Вице-президент KASE Андрей Цалюк Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   eug 

  • Главный специалист
  • Группа: Администрация
  • Сообщений: 20527
  • Регистрация: 06 December 06

Отправлено 27 August 2010 - 18:01

«Фондовый рынок ждет «дочек» ФНБ «Самрук-Казына»

Ежедневная деловая газета «Фокус»

ИзображениеФондовый рынок Казах­стана теряет инвесторов — они уходят на ликвидные рынки, и ситуацию можно спасти только особой заинтересованностью государства в его развитии.

По мнению вице-президента KASE Андрея Цалюка, вывод на Казахстанскую фондовую биржу компаний холдинга «Самрук-Казына» способен придать рынку ту ликвидность, которую так любит инвестор.


Если в стране, ориентированной на экспорт своих сырьевых ресурсов, объем торгов иностранной валютой растет за 7 месяцев на 48 проц. при незначительной волатильности обменного курса и сокращении внешнего долга корпоративного сектора, значит, экономики Казахстана и наших основных торговых партнеров выходят из кризиса, объем производства растет и увеличивается объем реализации на KASE валютной выручки.

Приблизительно о том же — росте деловой активности — свидетельствует и увеличение биржевого оборота на рынке операций репо. Ведь его ставки за последний год практически не изменились.

Рост на рынке ГЦБ — менее позитивный факт. Я думаю, что инвесторы (а среди них в основном пенсионные фонды и банки) с большей охотой инвестировали бы свои деньги в реальный сектор при наличии столь же надежных, как МЕККАМ, ценных бумаг. Но чего нет, того пока нет. Остается радоваться, что текущая ситуация позволяет через ГЦБ относительно недорого финансировать дефицит государ­ственного бюджета.

— Если рост объема биржевых торгов говорит о выходе экономики из кризиса, то все же чем объяснить падение рынков акций и облигаций?

— Рынок акций в 2009 году продемонстрировал впечатляющее ралли. Курс некоторых акций вырос в 3—6 раз. В результате рынок «перегрели», что в 2010 году закономерно привело к его коррекции.

С начала года вслед за всеми мировыми фондовыми индексами упал и Индекс КАSE. Наиболее низкая точка, в которой глубина падения достигла 23,7 проц., пришлась на 25 мая. После этого был незначительный рост, тогда как многие западные и российские индексы уже вышли в положительную зону относительно начала 2010 года. Этим я склонен объяснить отток инвесторов с казахстанского рынка акций на более ликвидные рынки, а точнее их невозвращение на родной рынок.

Следует также отметить, что текущий год не принес на казахстанский рынок ничего, что работало бы на рост ликвидности долевых инструментов. Кроме, конечно, скупки АО «РД КазМунайГаз» своих привилегированных акций. Лишь благодаря этому наш рынок показал в 2010 году хоть какую-то активность. Но ведь сама скупка в конце концов лишит казахстанский рынок очередного ликвидного инструмента, и я не могу относиться к этом явлению позитивно.

Что же касается рынка корпоративных облигаций, то он действительно переживает сейчас далеко не лучшие времена. Доверие инвесторов после череды дефолтов эмитентов этих бумаг не восстановилось, невыплаты продолжаются до сих пор, а тут еще и история с рейтинговыми агентствами, которая начинает сказываться на нашем рынке все сильнее. Кризис сильно ударил по нашему корпоративному сектору и рынку корпоративных облигаций, и здесь подъема пока не видно.

— Какие факторы, по вашему мнению, влияют сейчас на ликвидность казахстанского рынка ценных бумаг и что подвигло KASE инициировать запуск Kazakhstan Stock Exchange Capacity Building Project?

— Главная проблема остается нерешенной — на рынке по-прежнему отсутствуют акции интересных компаний в достаточном количестве. И последние инициативы в этом направлении главы нашего правительства внушают определенные надежды. Но данную проблему консультанты, работающие в рамках названного вами проекта, решать не будут, а только лишь дадут несколько советов. Они концентрируют свои усилия на других факторах и помогут KASE стать более эффективной, проанализировав собранную на рынке информацию и пропустив ее через призму своего богатого опыта.

Здесь интересно многое: и реформирование института маркет-мейкеров, и приобретение одной из известных в мире торговых систем, на которую можно будет заманивать иностранных инвесторов, и особенности распространения биржевой информации, и индексный бизнес. Я думаю, что, соединив реализацию их рекомендаций с выводом на рынок «дочек» ФНБ «Самрук-Казына», можно достичь интересного результата, который заметно изменит наш фондовый рынок в лучшую сторону.

— Кстати о биржевой информации. В России активно внедряется такая услуга, как получение биржевых сводок на мобильные телефоны. Какую работу по внедрению новых технологий проводит KASE?

— Проект предоставления биржевых сводок на мобильные телефоны для нас не нов. Мы делали этот проект с компанией «КарТел» в 2005—2006 годах, решив начать с профессионального предоставления информации по наиболее близкому населению валютному рынку, а если продукт будет пользоваться спросом, планировали перейти к рынку акций.

По валюте мы давали не только утреннюю сессию, но и две последующих и делали это так, чтобы можно было легко спрогнозировать курс доллара к тенге на следующий день.

Мы рассчитывали, что у проекта будет около 1500 подписчиков. Сервис стоил 399 тенге в месяц. Были проведены промоакции, открыта страница сервиса в сети Интернет, то есть было сделано все, что мы и наши партнеры могли себе позволить в плане маркетинга. За полтора года лучший результат… 12 клиентов.

Я не случайно привел этот пример. Доллары у нас покупает и продает практически каждый. Это своеобразная ценная бумага, обладающая абсолютной ликвидностью. И тем не менее проект «не пошел».

Надеяться на самоокупаемость в Казахстане подобных проектов, посвященных розничному инвестору на рынке ценных бумаг, может только дилетант. А без коммерческой составляющей проекты делать бессмысленно. Нужно сначала создать настоящий рынок ценных бумаг, а уже потом окружать его соответствующей информационной инфраструктурой, ориентированной на розницу.

Поэтому все наши инновации в области новых технологий распространения биржевой информации касаются прежде всего предоставления информации в режиме реального времени крупным вендорам, клиентами которых выступают институциональные инвесторы — банки, пенсионные и другие инвестиционные фонды и пр.

Текущий и предыдущий годы являются первыми в истории KASE, когда это было поставлено на современный уровень. Благодаря этому инвесторы всего мира могут использовать наши данные, передаваемые с минимальной задержкой на терминалы наиболее популярных распространителей рыночной информации (они, кстати, передают данные и на мобильные устройства). Мы совершенствуем этот сервис, делая его более надежным, и мы работаем над расширением списка вендоров.

— В конце 2008 года, в разгар кризиса, доля иностранных инвесторов на KASE резко сократилась. Как сейчас обстоят дела? Стал ли наш рынок за это время привлекательней для иностранного капитала?

— Нет, увы, не стал, а о причинах я уже сказал выше. Мы только начинаем выходить из кризиса, и рост интереса иностранного инвестора к нам, я думаю, мы ощутим только в IV квартале 2010 года или позже.

— Почти два года в Казахстане проводится активная работа по повышению инвестиционной грамотности населения. Ощущаете ли вы результаты этой работы?

— Судя по возросшему количеству открытых счетов, число частных инвесторов в Казахстане действительно растет. Однако мы пока не чувствуем этого роста на внутреннем рынке ценных бумаг. Активность торгов акциями снизилась, как и уровень ликвидности на рынке.

Причин несколько. Главная, как я уже сказал, на казахстан­ском рынке нечего покупать — на нем не обращается необходимое количество интересных акций. Как следствие, рынок посвящен финансовым схемам профессиональных участников, нередко обладающих инсайдерской информацией. На таком рынке «физику» — частному лицу с небольшой суммой денег — работать крайне трудно и рискованно. Поэтому он идет на другой рынок — более ликвидный и развитый, благо Интернет и множество торговых платформ это позволяют.

Вот и получается, что мы готовим кадры в основном для российского и британского рынков. Конечно, есть и другие причины. Но указанная — главная. Поэтому важность очередной инициативы правительства по выводу акций дочерних компаний ФНБ «Самрук-Казына» на отечественный рынок в конце текущего года трудно переоценить.

Я убежден, что как только здесь появится что-то интересное, например, розничные пакеты акций «Казатомпрома», «КЕГОК», КТЖ, «КазМунайГаза», «КазТрансГаза», мы будем иметь высокие шансы ощутить плоды работы РФЦА по повышению инвестиционной грамотности населения. Потому что, уж простите за высокий стиль, зерна знаний дадут всходы лишь в подготовленной почве. И еще потому, что фондовый рынок через продажи акций предоставляет государству наиболее простой и естественный способ делиться с народом национальным достоянием, коим является деятельность крупнейших национальных компаний.

ДОСЬЕ
ЦАЛЮК Андрей
49 лет. В 1982 году окончил Ленинградский государственный университет по специализации «морская геология» и до декабря 1991 года работал в различных геологических организациях. 1992 — 1996 гг. — заместитель директора ТОО «Информационное агентство «Семиречье». 1996 г. — руководитель отдела информации KASE. 2007 г. — директор Департамента информации и анализа на KASE, вице-президент KASE.


Автор: Игорь КЛЕВЦОВ

Сообщение отредактировал eug: 27 August 2010 - 18:03

0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1


Быстрый ответ