Опубликовано в деловом еженедельнике «КУРСИВъ»
20 августа открыто первое отделение дочернего банка АО «Банк ВТБ» в Алмате. В планах банка дальнейшее расширение в Казахстане. О своих планах по развитию бизнеса рассказывает председатель правления ДБ АО «Банк ВТБ (Казахстан)» Сергей Гусаров.
– Сергей Николаевич, недавно «ВТБ банк» сообщил о планах вхождения в список десяти крупнейших банков Казахстана. Планировалось ли вхождение в десятку изначально, или эта амбициозная задача появилась недавно? Как продвигаются дела в этом направлении?
– Начиная наш разговор, я бы хотел сразу обозначить для читателей, что такое ВТБ. На сегодня Группа ВТБ является ведущей российской финансовой группой, предоставляющей большой спектр банковских услуг в России, СНГ, странах Западной Европы, Азии и Африки. Сеть продаж Группы состоит из 941 офиса в России, СНГ и Европе. По состоянию на 31 марта 2010 года Группа ВТБ была второй крупнейшей финансовой группой России по активам (3 362 млрд рублей) и средствам клиентов (1 554,5 млрд рублей).
Как видите, география впечатляющая, так же как и цели. На момент принятия решения об открытии «Банка ВТБ» в Республике Казахстан, предусматривался бизнес-план, в котором уже ставилась цель вхождения в 10 крупнейших банков РК.
Мы планируем достигнуть поставленной задачи к концу 2012 года – именно к этому времени у нас закончится инвестиционная фаза развития.
– Традиционно Группа ВТБ, входя в новый регион, приобретала актив и уже с помощью него начинала свою деятельность. В Казахстан вы вошли без покупки, развивая свою сеть с нуля. Почему так произошло? Есть ли в ваших планах покупка банка в Казахстане?
– В стратегии Группы ВТБ предусмотрено развитие банковского бизнеса во всех экономически привлекательных странах СНГ. Казахстан является третьей страной в СНГ (после России и Украины) по уровню развития экономики, банковской системы, с глубокими экономическими и благоприятными политическими отношениями с Россией, и, соответственно, одним из ключевых регионов для экспансии.
Однако в период с 2007-го по 2008 годы, когда рассматривалось решение вхождения в этот регион, на финансовом рынке был кризис, который, безусловно, скоординировал наши планы по развитию бизнеса. В условиях кризиса было трудно определить качество активов банков, и поэтому, вместо первоначальных планов по приобретению какого-либо казахстанского банка, было принято решение о самостоятельном построении с нуля рыночного, самоокупаемого банка по стандартам и правилам ВТБ, который будет устойчивой базой для дальнейшего развития. Так сказать – начали бизнес с чистого листа.
– А каковы планы по расширению вашей сети?
– Расширение филиальной сети «Банка ВТБ» (Казахстан) идет согласно утвержденному бизнес-плану. К концу текущего года мы намерены открыть шесть филиалов: в Астане, Усть-Каменогорске, Актобе, Павлодаре, Караганде и Атырау.
Со временем планируем выйти на рынок с такими бизнес – направлениями, как сильная розница, лизинг, инвестиционный банкинг по технологиям и моделям управления компаний, входящих в Группу ВТБ, а именно: ВТБ 24, ВТБ Лизинг, ВТБ Капитал.
– Расскажите о планах по развитию розничного подразделения компании.
– На первоначальном этапе работы банк ориентировался на обслуживании казахстанского корпоративного бизнеса и внешнеторговых оборотов, а также предоставлении услуг российским компаниям-клиентам Группы ВТБ, ведущих свой бизнес в Казахстане. Мы продолжаем работу с корпоративным бизнесом, однако в планах и активное развитие розничного направления.
В данный момент мы уже запустили продуктовый ряд для населения: принимаем депозиты, выдаем беззалоговые кредиты, отправляем денежные переводы и т.д. В будущем, по мере развития инфраструктуры банка, в наши планы входит комплексное обслуживание потребностей малого и среднего бизнеса и развитие розничного бизнеса по бизнес-технологиям профильного банка группы – ВТБ 24.
Развитие и дальнейший рост розничного бизнеса – это приоритетное направление для всей Группы. Для достижения поставленных целей мы будем привлекать пассивы физических лиц, в первую очередь в состоятельном сегменте, развивать сеть в крупных городах РК, наращивать долю в массовом сегменте, развивать зарплатные проекты, оптимизировать бизнес-процессы, направленные на повышение продуктивности сети и снижение расходов.
Но я хочу отметить, что акцент в работе с частными лицами будет сделан на сотрудников наших корпоративных клиентов.
– Вы говорили, что планируете до конца года увеличить портфель до $200 млн. Есть ли успехи в этом направлении?
– Факт того, что 80% активов сейчас приходится на 5-6 крупнейших казахстанских банков говорит о том, что конкуренция в секторе очень серьезная, особенно на фоне того, что в настоящее время имеется дефицит качественных активов и ведется борьба за источники фондирования. Крупные клиенты, отличающиеся высоким кредитным качеством, представлены в основном национальными компаниями, которые обслуживаются в банках с государственным участием, в этой ситуации среди оставшихся банков идет борьба за качественных заемщиков, которые строят бизнес вокруг национальных компаний. Теперь главным преимуществом в конкуренции будет эффективное управление рисками.
Мы рассмотрели отраслевые срезы по Республике Казахстан, выявили для себя приоритетные отрасли, которые смогут создать качественный и сбалансированный портфель. В частности, это отрасли, связанные с развитием инфраструктуры, логистики и телекоммуникации. Нас также интересует добывающая отрасль и торговля. Но для более сбалансированного портфеля мы намерены увеличить долю малого и среднего бизнеса до 40%.
Так что амбиции увеличить ссудный портфель до 200 миллионов долларов – реальны, и я думаю, достижимы.
– Материнская компания ВТБ будет помогать вам с фондированием. А рассматриваются ли альтернативные источники?
– Конечно, Группа ВТБ будет обеспечивать нас фондированием, однако мы рассматриваем и другие варианты. К примеру, мы планируем привлекать облигационный заем на местном рынке, сейчас проходим процедуру получения международного рейтинга. Сумма и срок выпуска облигаций пока обсуждаются. Но в любом случае затрудненияс фондированием не предвидятся.
– В связи со вступлением в Таможенный союз в Казахстане ожидается увеличение присутствия российских компаний. Ожидаете ли вы рост клиентской базы?
– Конечно, участие Казахстана в Едином экономическом пространстве будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности. Таможенный союз позволит увеличить рынок республики, что повлияет на рост спроса на обслуживание торгового оборота, потребностей в оборотных и инвестиционных ресурсах.
Как я уже сказал, материнская компания ВТБ входит в топ-3 банков России и занимает существенное место на рынке. Безусловно, в связи с Таможенным союзом, часть российских компаний войдет на рынок. Компании, которые обслуживаются в российском ВТБ, смогут получать такой же сервис и у нас. В любом случае, это произойдет в будущем, в настоящее же время вся наша клиентская база состоит из субъектов РК.
– Каков портрет среднестатистического клиента «Банка ВТБ» (Казахстан)?
– Когда мы говорим о средних величинах, важно помнить, что это – статистический параметр, который предполагает выборку из определенного массива данных. Банк работает на рынке сравнительно недавно, и данных для того, чтобы говорить о средних величинах, пока нет. Но все же некие закономерности уже просматриваются. Большая часть компаний – представители торговли и транспортного сектора.
– Какие продукты пользуются наибольшим спросом со стороны ваших клиентов?
– В данный момент самыми популярными продуктами, которые востребованы клиентами «Банка ВТБ» (Казахстан), являются банковская гарантия и аккредитив, так как они рассчитаны на операционную деятельность компании, ведь сейчас многие инвестиционные проекты заморожены.
В дальнейшем, я думаю, в лидеры по популярности выйдут канонические продукты, такие как заем и кредитная линия, и в цене будут торговое финансирование и документарные операции, то есть то, что связано с внешнеторговым оборотом Казахстана.
– В настоящее время на рынке наблюдается нехватка качественных заемщиков. Существует ли такая проблема в вашем банке?
– Сейчас на локальном рынке работает примерно 25% проблемных компаний, а оставшимся 75% состояние бизнеса позволяет кредитоваться. Глубина рынка, в любом случае, дает нам возможность выполнять свои планы по расширению. Для достижения основной цели – повышения эффективности корпоративного бизнеса мы хотим стать основным банком для своих клиентов, то есть не быть просто банком-кредитором.
Когда мы структурируем сделку, то учитываем все пагубные факторы на рынке. В этом смысле построение продукта стало более сложным, работа кропотливее, качественных заемщиков меньше не стало, просто сегодня их определить сложнее, но у нас с этим проблем нет.
– Какой вы видите цену акции на конец года?
– У ВТБ есть среднесрочная стратегия – выйти на«15 копеек», сейчас акция стоит 8,4 копейки (на момент интервью – прим. «Къ»). Если учитывать, что год назад она составляла 3 копейки, то план роста до 15 копеек – вполне выполнимая задача, и в течение трех лет это уже произойдет.
Азамат РОМАЗАНОВ
Сообщение отредактировал eug: 27 August 2010 - 17:50