А вот, кстати, чего о Грише и его коллегах банковских топах думают независимые журналисты:
Тимур ИСАХАНОВ, независимый журналист. Во всем виноваты ОНИ… (комментарий к последнему интервью Г.Марченко)
Разговора начистоту у Григория Марченко не получилось...
Начнем с того, что интервью в популярнейшем еженедельнике страны «Республика» (это кажется был последний номер перед летними каникулами) руководитель «Народного банка» дал для того, чтобы озвучить два набора тезисов – по поводу истории в Аркалыке с сиротой, с которой банк через суд взыскивал долги покойной матери, и контент статьи, которая была опубликована на одном из сайтов (
http://www.politkz.n...logs.php?id=235), который с большим усердием глушит Казтелеком (читай власть предержащая). Поскольку тема статьи выходила за рамки внутрибанковской тематики, а посему была чрезвычайно интересна общественному мнению, ее растиражировали и другие сайты, пока что еще не закрытые как «Позиция» и не заглушаемые, как Политкз.нет. Так вот, такая очередность рассуждалок колоритного банкира (т.е. сначала о девочке, а потом о неких тайных и зело недобрых лично по отношению к г-ну Марченко недоброжелателях) бросается в глаза, тем более что оба принципиальных момента «разговора начистоту» располагались именно так, чтобы запомниться читателю. Интервью началось с разговора о девочке, а отдельным блоком к основному тексту беседы Григория Марченко с журналистом «Республики» подверстано обсуждение слухов о Самире Хасанове.
Второстепенная часть интервью посвящена кризису, оценкам зарубежных рейтинговых агентств, прогнозам на будущее. Эта часть традиционно для выступлений Григория Марченко не меняется: все те же уверения в счастливом будущем, которое нам подарит «банковская система № 1 в СНГ», все те же примитивные объяснения инфляционных процессов на уровне базаркомов и фруктов с овощами. Кстати, в нынешней интерпретации плодоовощной темы выясняется, что в инфляции виноваты мы сами (плюс базаркомы). Потому что покупаем эти дорогие фрукты-овощи, а не дожидаемся цинги назло базаркому и инфляции. При этом Григорий Марченко почему-то забывает, что о продовольственной безопасности должно думать государство, и оно же должно было позаботиться вышибанием средств из банкиров в помощь аграрному сектору, коли у банкиров самих не хватило смекалки понять, чем окончится перекорм деньгами строительного и жилищного секторов.
Словом, типичная чиновничья байка о том, что «невиноватые мы, вы сами…». Комментировать же после этого реплики Григория Марченко о том, что зарубежные эксперты в нашей экономике не разбираются не потому, что у нас экономики как таковой нет, а потому что не понимают наших «особенностей», как-то не хочется. Наши «особенности» заключаются в том, что в стране прогрессирует несправедливое распределение доходов, причем на всех уровнях – от масштабов республики до крохотного магазинчика – а помогали создавать эту разбалансированную систему как раз такие как Марченко – строители нашей так называемой экономики.
Ну а теперь по животрепещущим вопросам.
История с девочкой из Аркалыка стала темным пятном на репутации банка. И это, похоже, в «Народном» понимают, коль скоро комментарий по этому поводу был вложен в уста самого Григория Марченко, а не какого-то иного лица, рангом ниже. Любопытна медиа-линия, которой, похоже, решили придерживаться пиарщики «Народного». Переводя на простой язык, идея антикризисного пира звучит так – «Один раз – не… водолаз»: «И таких случаев каждый год – десятки, но писать про это неинтересно. А в этом случае дело представили так, как будто богатые и злобные банкиры напали на маленькую беззащитную девочку, и буквально вытерли о нас ноги. … На самом деле вначале кто-то из низовых работников создал проблему. Потом ее раздули и выстроили понятную для людей выдуманную схему – злобные банкиры против беззащитных детей». Звучит это в духе «Подумаешь, один раз ошиблись, с кем не бывает…». Не хотелось бы прибегать к сравнениям, но вот представьте себе, если бы так «ошибся» сотрудник какого-нибудь крупного западного банка – и информация просочилась в прессу. От банка бы мокрого места не оставили, пикетировали бы несколько лет, требуя закрытия, пинали бы в СМИ и так далее. У нас же всего лишь пошумели в Интернете – и это уже выдается за чью-то «схему». «Схема» эта была изначально, сложилась сама благодаря деятельности казахстанских банков – в частности, оправдываемым Григорием Марченко грабительским процентам по кредитам. И история с девочкой логично легла в общественные представления о том, кто же такие казахстанские банкиры – из тех ребят, которые точно знают, насколько трудно бывает отнять леденец у младенца. Если говорить проще – беспринципные мироеды, вот какими видит общество банкиров вроде Григория Марченко. И аркалыкская история в эту «схему» вписалась как родная – как говорится, чего и следовало ожидать. Маркс говорил, что нет такого преступления, на которое не пойдет капитал ради прибыли. К нашей стране эта фраза подходит в измененном виде: нет такого ребенка, через которого не перешагнул бы казахстанский банкир в погоне за деньгами.
Словом, если и искать здесь преступный умысел, то лишь в рядах «Народного банка». Ни одному конкуренту не по силам было бы сделать такую сенсацию, чтобы опорочить «Халык».
Что же касается ответов Григория Марченко касательно истории, изложенной в статье Алии Аслановой, то, не вдаваясь в подробности сказанного, отметим, что на слова анонимного сетевого автора руководитель «Народного банка» ответил… другими словами. То есть, его уверения, что никто ничего не крал и никуда не пропадал, являются всего лишь словами, не подкрепленными чем-то более весомым. Дождемся выздоровления Самира Хасанова и его комментариев?
Любопытно, что и здесь всплыла тема «недоброжелателей». Логично было бы зловредных конкурентов оставить именно для этого куска текста, а в разговор о девочке внести какие-то иные мотивы – например, массовое помешательство казахстанцев. А то получилось, что эти конкуренты и историю с девочкой развили, очерняя имидж «Халыка», и выяснили, что Самир Хасанов выехал из страны, и тут же придумали правдоподобную версию о краже средств из банка. Завтра выяснится, что именно эти конкуренты набрали проблемные кредиты в «Народном банке», что позволило рейтинговым агентствам уронить рейтинг «Халыка».
Словом, недоброжелатели – это универсальное объяснение трудных или скользких тем. Как видим, очень скользкими для Григория Марченко являются и аркалыкский инцидент, и рой слухов вокруг Самира Хасанова.
А это значит, что вопросы далеко не раскрыты, и разговора начистоту – не получилось.
Это здесь -
http://www.spik.kz/?...id=102&pub=1037