Китай на сегодняшний день владеет контрольным пакетов акций следующих предприятий.
“CNPC – Актобемунайгаз” (добыча нефти и газа). Китай владеет 85% акций. Компания продана в 1997 году (60% за 325 млн. долларов). В 2003 году еще 25% госпакета акций обошлись китайцам в 150 млн. долларов. Итого компания, добывающая почти 9% всей казахстанской нефти была продана китайцам за 475 млн. долларов. Плюс всяческие инвестиционные обязательства, но мы их учитывать не будем, так как в Казахстане практически нет реально инвестирующих компаний. В основном идут реинвестиции, то есть, за наш же счет.
PetroKazakhstan, который состоит фактически из двух предприятий: Kumkol Resources (добыча нефти) и ШНОС (производство нефтепродуктов). В первом доля Китая – 100%. После огласки предстоящей сделки в СМИ Правительство Казахстана получило от китайцев право купить 33% PetroKazakhstan за 1,4 млрд. долларов. Это, впрочем, не меняет сути сделки – контроль остается за Китаем. Тем более, что Казахстан этим правом пока не пользовался. Но мы не удивимся, если правом на эту треть Казахстан воспользуется скоро – чтобы и китайцам с деньгами на новую покупку помочь, и в глазах наивных граждан РК выглядеть патриотами. Вывод: нам и эта треть нужна, но не сегодня!
На базе ШНОСа якобы будет создано совместное предприятие. Но эта затея тоже опять-таки для легковерных граждан. Главное – контроль, который китайцы не упустят.
Кроме этих двух предприятий PetroKazakhstan Китай приобрел осенью 2005 года еще и 50% в компаниях “Тургай Петролеум” (добыча нефти) и “Казгермунай” (добыча нефти). Вся сделка Китаю обошлась в 4.18 млрд. долларов.
В конце 2004 года Китайская компания Sinopec приобрела компанию First International Oil Company (FIOC) за 160 млн. долларов у таинственной "Albatross Trading Limited" (Британские Виргинские острова). Как писал по этому поводу автор статьи “Китайский дракон пришел в Атырау” Ж.Кужеков, “отечественная практика показывает, что обычно за такими покупателями стоят инвесторы-казахи, отмывшие деньги в офшоре и вновь инвестирующие в Казахстан уже "очищенные" доллары”. Кто именно стоит за подобными компаниями – догадаться не сложно. Круг наших олигархов довольно узок. Мы лишь добавим, что статья “Китайский дракон пришел в Атырау”, опубликованная на “Номаде”, изобилует фактами весьма “лояльного” отношения к этой компании со стороны регулирующих органов. Эта компания занимается добычей и разведкой нефти.
В начале 2005 года теперь уже Китайская национальная корпорация CNODC приобретает АО “Айдан Мунай” (добыча нефти) за те же 160 млн. долларов (в СМИ относительно широко освещались только самые крупные сделки; более мелкие остаются, как правило, в тени).
После этой покупки Китай получил возможность практически полностью контролировать в будущем Кызыл-Ординский регион – единственное полностью некитайское нефтяное предприятие в регионе – “КуатАмлонМунай”. Но скупка этого предприятия (или контроль над ним) – дело времени, так как “КуатАмлонМунай” полностью окружен китайскими или наполовину китайскими предприятиями. Следовательно, Китай получил прекрасную возможность оказывать влияние, если не на весь южный регион, то хотя бы на Кызыл-Ординскую область, так как по сообщениям Кызыл-Ординских масс-медиа, в Кызылординской области основными нефтяными операторами являются канадская компания "Петро Казахстан Кумколь Ресорсиз", совместные предприятия "Казгермунай", "КуатАмлонМунай" и "Тургай Петролеум", а также местное ТОО "Айдан мунай". Бюджет Кызылординской области более чем на 90% формируется за счет нефтяных налогов.
Теперь Бюджет Кызылординской области на 90% будет зависеть от китайских финансов. А как известно, кто платит, тот и заказывает музыку.
Финансовая зависимость региона наряду с его географической удаленностью от других регионов и низкой плотностью населения, а также крупные экономические проекты, затрагивающие этот регион (строительство и обслуживание нефтепровода, газопровода, железной дороги), дают Китаю великолепный шанс создания собственного “анклава” в этой области путем наращивания присутствия китайцев, что в будущем создаст прямую угрозу существованию Казахстана как суверенного государства.
Коррумпированность казахстанских чиновников этому только способствует – статья 9 закона “О недрах и недропользовании” гласит: “Областные исполнительные органы… выдают разрешения недропользователям на привлечение иностранной рабочей силы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан”. Следовательно, вопрос привлечения дополнительной иностранной (китайской) рабочей силы можно легко урегулировать на местном уровне. Скажем, “ставка” 1000 долларов за 1 китайца – чем не цена? Тут поневоле призадумаешься. А на государственной службе так мало платят и работничков своих-то действительно может не быть… И не беда, что в соседней Шымкентской области безработица. Избыток рабочих рук – это проблема Шымкентской области…
С конца 2003 года китайцам также принадлежат 50% компании Buzachi Operating Ltd (Северные Бузачи), основная деятельность которого, конечно, тоже добыча нефти. Цена покупки нам неизвестна, но не это важно.
Таким образом, с предстоящей покупкой “Каражанбасмунай” у Китая будут обширные и почти бесконтрольные пространства и на западе Казахстана. В перспективе также появляется возможность создания китайского “анклава” и здесь (как и на юге).
Единственный промах в освоении месторождений Казахстана Китай почему-то совершил с очень богатым месторождением “Узень”, отданного нами китайцам в 1997 году. Что-то не срослось, и месторождение в данный момент разрабатывается “Казмунайгазом”.
Об увеличении численности китайцев на юго-востоке страны (на границе с СУАР) можно и не говорить – это неизбежный процесс при текущей политике Казахстана наращивания “сотрудничества” с ненасытным китайским драконом. Эта политика позволяет, кстати, Китаю решить и свои внутренние проблемы – ускоряется китаизация СУАР за счет реализации крупных экономических проектов с Казахстаном. Тем самым, мы не только лишаем надежды на автономность (мы не говорим “суверенность”) тамошних казахов, уйгуров, дунган, но и собственными руками устраняем “естественный буфер”, барьер на пути китайской экспансии на территорию Казахстана. Простите нас, братья - казахи, уйгуры, дунгане…
Китай откровенно проводит политику китаизации СУАР. Доля ханьцев в СУАР за последние сорок-пятьдесят лет увеличилась с 4-5% до более 40%! Политика китаизации СУАР осуществляется несколькими путями: создание стимулов ханьцам для переезда в СУАР (рабочие места и пр.); наращивание военного контингента (естественно, состоящего из ханьцев); ссылкой неблагонадежных или криминальных “элементов” из других регионов Китая в СУАР и др. С недавних пор, по некоторым сведениям, появился еще один инструмент – игорные дома и прочие увеселительные заведения. Они были запрещены в Китае! Только в одном месте, где-то на юго-востоке Китая, было единственное место, где официально были разрешены казино (Гонконг не в счет). Надо сказать, что у многих китайцев гипертрофированное увлечение азартными играми. Этим, судя по всему, решили воспользоваться власти Китая – китайцы устремятся в СУАР, чтобы потратить свои сбережения в казино. Созданием игорных домов в СУАР достигается и другая цель – подрываются моральные устои местного (некитайского) населения СУАР. Следовательно, и “защитные свойства” населения существенно ослабеваются.
Помимо потенциального компактного проживания ханьцев на территории Казахстана, существует высокая вероятность расселения китайцев на протяжении всей территории нашей страны за счет строительства и обслуживания нефтепровода. Этим в Казахстане занимаются два совместных предприятия, в которых половина акций принадлежит Китаю: “Казахстанско-Китайский Трубопровод” (ККТ) и “Северо-западная трубопроводная компания “МунайТас”.
Кроме уже построенного нефтепровода, планируется строительство газопровода. По сообщениям СМИ, “в настоящее время на рассмотрении китайской стороны находятся три проекта строительства газопровода для экспортных поставок казахстанского природного газа в Китай. Первый проект предусматривает строительство новой ветки газопровода от Алма-Аты до китайской границы. В настоящее время до Алма-Аты имеется участок газопровода, по которому топливо с Амангельдинского месторождения транспортируется в Туркменистан и Узбекистан. В соответствии со вторым проектом газопровод может быть сооружен от нефтегазовых полей Западного Казахстана до Чимкента, далее - на Алматы и в Китай. Третье предложение - строительство ветки от Омска на юг Казахстана через Астану и далее на казахстанско-китайскую границу”. Можно без труда догадаться, что Китаю будет выгоден любой вариант: первый позволяет очень скоро пользоваться газом и быстро окупить затраты, чтобы накопить ресурсы для дальнейшего “рывка” на нашу землю; второй – “укрепит соединение” всех потенциальных китайских “анклавов” на западе, юге и юго-востоке Казахстана; третий – открывает широкие возможности для последующей экспансии на север и восток Казахстана!
Мы же не только бездействуем, но и всячески способствуем китаизации нашей территории – недавно было подписано соглашение о Трансказахстанской железнодорожной магистрали, протяженностью 3083 км и стоимостью проекта 2.5 млрд. долларов США.
Чем все это грозит? Прикиньте в уме количество работников, необходимых для строительства всех этих трубопроводов и железных дорог и смело увеличьте это число в 2-3 раза. На одного рабочего придется, как минимум, один человек “обслуживающей сферы” (повар, парикмахер, торговец и т.п.). К примеру, в Темиртау на 25 тысяч работников “Испат-Кармета” (градообразующее предприятие) раньше приходилось около 75 тысяч других жителей (включая детей, стариков, то есть один к трем). Мы не имеем сведения о предполагаемом количестве всех работников, но думается, их будет очень не мало.
Мы должны пересмотреть нашу стратегию развития и остановить процесс превращения Казахстана в сырьевой придаток Китая (и не только его). Если же не можем это сделать, то хотя бы самим осуществлять все эти проекты, не допуская представителей полутора миллиардного народа на свою территорию!
Кроме вышеперечисленных предприятий, в Казахстане существуют сотни мелких китайских фирм и тысячи предпринимателей. Практически все они обслуживаются в двух китайских банках, представленных в Казахстане. Говорят, к концу дня там носят наличность мешками...
Что еще есть у Китая в Казахстане? Китайцы! Их, по разным неофициальным оценкам (официальные, конечно, отсутствуют) от 100 до 500 тысяч! Причин этому не верить у нас нет, так как китайцы владеют вышеперечисленными крупными предприятиями и активно торгуют на барахолках.
Зная коррумпированность нашей таможни (недавние новости про пост “Хоргос” и другие, подтверждающие, что таможня в Казахстане – не решетка для нелегалов, а решето), не трудно предположить, что на территории Казахстана должно быть много китайцев, проживающих нелегально. Стимулов для их стремления в Казахстан предостаточно: возможность более высокого заработка, отсутствие ограничений на количество детей и другие. Кстати, может ли кто-нибудь подтвердить слухи о том, что Китай предоставляет материальную поддержку ханьцам, женившимся в Казахстане? Реакции МИДа РК не дождешься, одна надежда на читателей.
Мы считаем, что вышеприведенный список “активов” Китая в Казахстане далеко не исчерпан. Скорее всего, китайцы скупили и некоторые казахстанские земли (закон “О земле” позволяет это сделать через подставных лиц). По крайней мере некоторые наши знакомые сами видели группы китайцев, осматривавших сады по дороге на Медео в Алматы в год принятия закона “О земле”, разрешившего частную собственность на землю.
Китай перестанет быть драконом, если не позарится и на другие казахстанские предприятия. Например, “Maersk”, “Казахтуркмунай”, “Мангистаумунайгаз” или даже “Казмунайгаз” в лице АО “Разведка и добыча”. АО “Разведка и добыча” собирается выставить свои акции на продажу на бирже, где отследить конечного покупателя будет очень сложно, если акции скупят через подставные фирмы. Мы почти уверены, что в случае продажи акций АО “Разведка и добыча” все так и произойдет. Правительство же отказываться от этой затеи, как известно, не собирается – Даниал Ахметов неделю назад ответил парламентариям, что включение АО “Разведка и добыча” (как и многих других компаний) в список предприятий, не подлежащих приватизации “не целесообразно” (о целесообразности в Казахстане, как оказалось, может судить только Президент или Правительство).
В складывающейся ситуации нам не понятно, зачем принимались поправки в законы “О национальной безопасности”, “О нефти”, если они не используются. Напомним, что согласно текущей редакции этих законов, Правительство может наложить вето на все сделки купли-продажи предприятий добывающего сектора, однако это право не было использовано в случае с PetroKazakhstan. Может, поправки были сделаны только для получения дополнительных “откатов”?
Экспансия Китая в Казахстане происходит планомерно, настойчиво. Причем планированием этого процесса занимается не только их Госплан. Мало кому известно, что активно работает Комитет по сотрудничеству между РК и КНР на уровне заместителей глав правительств двух стран (то есть, с нашей стороны был А.Есимов, теперь – К.Масимов, о котором мы упоминали в прошлой статье). Данный орган включает в себя десять (!) подкомитетов по конкретным направлениям по всему спектру двусторонних отношений и Комиссию по использованию водных ресурсов трансграничных рек. По поводу этого Комитета, созданного всего лишь в мае 2004 года, А.Есимов в интервью китайским СМИ (почему же нашим СМИ такие интервью редко даются?!) сказал следующее: “мы расцениваем учреждение Комитета по сотрудничеству функционально гораздо выше обычной межправительственной комиссии по сотрудничеству. Казахстан заинтересован в том, чтобы он стал координирующим органом взаимовыгодного сотрудничества”. К сожалению, об этом Комитете нам известно не много, несмотря на его размеры. Хотелось бы получить сведения, кто именно там работает, к какому министерству прикреплен, какие проекты намечаются и т. д. Основываясь на всех предыдущих размышлениях и фактах, мы полагаем, что инициатором проектов в этом Комитете является китайская сторона…
Комитет этот, по всей видимости, развернул нешуточную деятельность. Его оперативность просто изумляет. Мы лишь вкратце перечислим некоторые планируемые проекты.
В 2005 году Казахстан и Китай подписали совместную декларацию о стратегическом партнерстве, соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве между АО KEGOC и китайской государственной электросетевой корпорацией State GRID Corporation of Chine.
Это не просто декларация. Казахстан и Китай уже планируют построить недалеко от станции ГРЭС-2 (Экибастуз) теплоэлектростанцию из шести блоков общей мощностью 3600 мегаватт. Ведутся переговоры с китайскими компаниями. Ориентировочная стоимость проекта - 4 млрд. долларов! На базе другой павлодарской электростанции, Экибастузской ГРЭС-2 мощностью 1.000 мегаватт, как ожидается, будет создано российско-казахстанское СП на паритетных с РАО ЕЭС началах. Обе ГРЭС, по-видимому, будут продавать электричество в Китай в рамках проекта по экспорту электроэнергии стоимостью 9,5-10 млрд долларов, о котором в ноябре 2005 года сообщил президент КЕГОК Канат Бозумбаев.
Это означает, что предполагается большое строительство и на востоке Казахстана (ГРЭС – это крупный проект) и до границ Китая (электрические сети). Заметьте, что все крупные проекты Казахстана с Китаем имеют одну повторяющуюся особенность – все они предполагают непосредственное участие китайцев (их физическое присутствие в Казахстане).
Вот вам и еще одна территория с будущим компактным проживанием китайцев (Экибастуз, дальше Зайсан и до китайской границы).
С Китаем Казахстан подписал в 2005 году ряд других соглашений: кредитное соглашение между ТОО "Казнуртел" и Банком развития КНР, соглашения между Казахстаном и КНР о сотрудничестве в области геологии и использовании недр. Последнее соглашение (международное!), как мы уже упоминали, должно публиковаться, согласно Конституции РК. Но содержание этих и других договоров – тайна за семью печатями.
Кроме того, планируется создание международного центра приграничного сотрудничества (МЦПС) “Хоргос”. Хоргос – “одно из приоритетных направлений расширения двусторонних торгово-экономических связей”. Реализация этого проекта должна, якобы, не только обеспечить развитие торговли, привлечь внимание крупнейших международных инвесторов, но и повысить благосостояние приграничного населения, создать условия для улучшения работы перерабатывающих предприятий и организаций сферы услуг. Сомнений в этом нет, есть только большие сомнения по стабильности этнического состава в этом регионе после такого “интенсивного сотрудничества”…
Есть еще и другие проекты: совместное предприятие между ТОО “Казфосфат” и агрохимической компанией “Нункен” Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР; открытие выставки по стройматериалам китайских предприятий в Астане и др.
Бросается в глаза, что абсолютно все эти проекты носят строго экономический характер для Казахстанской стороны. Причем сырьевой направленности. Обсуждения других вопросов нет. Нет совместных предприятий высокотехнологичных отраслей, нет даже обсуждения судьбы казахов, проживающих в Китае (мы не касаемся деятельности ШОС, так как это – многосторонняя организация).
Однако это еще не все… Есть еще один проект, безапелляционно подтверждающий несоблюдение казахстанских интересов Правительством РК: в июле 2004 года Казахстан и Китай подписали протокол о безвизовом однодневном туре граждан двух государств!
В СМИ прошла следующая новость: “в ходе 9-го раунда казахстанско-китайских консультаций по консульским вопросам, прошедших 5-6 июля в Астане, был подписан совместный протокол о возможности безвизового однодневного тура граждан Казахстана и КНР на территорию обоих государств”.
Протокол – это еще не соглашение. Однако намерения казахстанских властей открыть границу “на денёк” для каждого китайца очевидны. Мы не можем назвать это даже глупостью. По некоторым сведениям, только в конце 90-х годов XX века ежегодно в Казахстан въезжало до 50 тысяч китайцев, а выезжало до 30 тысяч. Сейчас должно быть много больше. Даже если 5-10% въехавших китайцев осядут в Казахстане, проблему засилья китайцев в Казахстане решить уже будет невозможно!
Не слишком ли много уступок со стороны Казахстана? И кому? Стране, которая уже демонстрировала свое нежелание соблюдать международные соглашения. Еще в конце 90-х можно было натолкнуться на сообщения, вроде этого:
“Во время трехдневных переговоров казахстанская сторона обратила внимание китайских коллег на отсутствие паритета при перевозках, что противоречит межправительственному соглашению. Так, в 1997 году китайские перевозчики выполнили 15 819 рейсов, а казахстанские только 6 970. В первом квартале текущего года выполнено 4 381 и 2 416 рейсов соответственно.
Судя по сведениям Минтранскома, казахстанские перевозчики подвергаются в Китае не только дискриминации, но и поборам, которые не предусмотрены двусторонними договоренностями. В течение полутора лет ни одна казахстанская грузовая автомашина по разрешениям видов В и С дальше Хоргоса и Алашанькоу не пропускалась. Им разрешалось работать только на расстоянии 30 км в приграничной зоне, в то время как китайские перевозчики работают по маршрутам Урумчи - Алматы и Инин - Алматы протяженностью 1000 и 500 км соответственно.
Таким образом, паритет не выдерживается ни по количеству рейсов, ни по объему работы. Казахстан вынужденно отдает 90 процентов транспортных услуг китайским перевозчикам”.
(Источник: "Панорама", 14 августа 1998 года)
К сожалению, сейчас исчезли все негативные новости о казахстанско-китайском сотрудничестве. Может, это к счастью? Может, Китай “исправился” под строгим взглядом нашего Президента?
Проблема взаимоотношений Казахстана с Китаем становится очень серьезной. Вопрос требует безотлагательного решения. Это в буквальном смысле вопрос “жизни и смерти”. Жизни и смерти наших детей и внуков.
Надежд на Астану нет. Поэтому граждане Казахстана должны заставить Президента и Правительство выполнять свои обязательства. Как минимум, необходимо запретить ввод безвизового режима (не важно, один это день или даже час). Следует также усилить контроль за китайскими мигрантами (возможно, поручить это нужно не только миграционной полиции, но и КНБ). Вполне реально также предотвратить покупку китайцами компании “Каражанбасмунай” (Nations Energy). Все рычаги для этого есть. Осталось только взять их в руки и приложить усилия. Для этого необходима широкая огласка текущей ситуации вокруг предстоящей сделки.
Мы еще раз обращаем Ваше особое внимание на то, что в борьбе за приобретение активов в Казахстане Китай “за ценой не постоит”. Поэтому необходимо прекратить рассматривать каждую покупку только с экономической точки зрения и включать в действие рычаги закона “О национальной безопасности”.
В вопросах земли Китай “не брезгует” даже маленькими островками. Агрессивную политику Китая подтверждает тот факт, что “на середину 1990-х годов Китай имел территориальные претензии, по меньшей мере, к семи сопредельным государствам” (источник: “Треугольник геополитического взрыва. Казахстан - Китай - Россия. Прошлое и настоящее пограничной проблемы” В.Хлюпин. Москва 1999). К их числу относятся: Япония, Вьетнам, Индия и др.
По утверждению В.Хлюпина, “экспансионизм Китая, как определенная военно-политическая традиция, не только имеет в своей основе глубокие исторические корни и своеобразную философию, но и проявляется в различных видах и формах”. Имеются в виду различные способы достижения Китаем цели: военное вторжение, переселение ханьцев, использование этнических китайцев, постоянно проживающих за рубежом (Мао назвал их "на 90% - патриотами, нашими друзьями и товарищами") и другие способы дипломатического, политического, экономического давления на сопредельные (и не только сопредельные) государства.
Необходимо обратить внимание общественности на реально надвигающуюся угрозу со стороны Китая. Чтобы сотрудничать с Китаем, не потеряв независимости, необходимо четко осознавать свои интересы и смело их отстаивать. В этом вопросе казахстанцы всегда были единодушны. Необходимо только освещение этого вопроса в СМИ. Вампиры и прочая мистическая нечисть, по поверью, не выносят света, нечистоплотные чиновники и прочие дельцы не выносят гласности.
***
Мы просим СМИ напомнить читателям и правительственным чиновникам о предстоящей сделке.
Мы просим читателей сообщить об этом своим друзьям и знакомым.
Мы также обращаемся к сотрудникам китайских предприятий в Казахстане и жителям Актобинской, Кызыл-Ординской, Шымкентской, Алматинской (Талдыкорганской), Мангистауской и других областей: расскажите читателям о фактах китайской экспансии.
Мы обращаемся к государственным служащим: помогите нам, коллеги. Поддержите хотя бы в Интернете. Надежды на Правительство или Парламент, оппозицию или героя-одиночку нет. Вы же, как никто другой, должны представлять мощь государственного аппарата. Дайте же знать Правительству, что мы неравнодушны. Оставьте хотя бы комментарий на сайте публикации этой статьи. Интернет – самый быстрый и относительно безопасный способ выражения своего мнения. Вы имеете доступ к Интернету; вы в курсе событий в Казахстане; вы видите беспредел чиновников высшего ранга; вы, наконец, остаетесь работать на государственной службе не только потому, что вам некуда идти или нужно дождаться квартиры. Не оставайтесь же безучастными!
Страница 1 из 1
Китай в Казахстане Присутствие Китая в Казахстане
#2
Отправлено 01 March 2006 - 15:58
To Zick
О чем речь? Если последние 4 абзаца написаны собственноручно и от души, тогда понимаю, но к банковскому форуму как относится?...
Это лучше на форуме www.kz-today.kz или каком-нибудь оппозиционном размещать, здесь особого смысла не вижу - понапишем и разойдемся "злыми".
А что проблема такая есть, согласен - ".... маленькими перебежками по несколько миллионов человек...."
О чем речь? Если последние 4 абзаца написаны собственноручно и от души, тогда понимаю, но к банковскому форуму как относится?...
Это лучше на форуме www.kz-today.kz или каком-нибудь оппозиционном размещать, здесь особого смысла не вижу - понапишем и разойдемся "злыми".
А что проблема такая есть, согласен - ".... маленькими перебежками по несколько миллионов человек...."
#3
Отправлено 01 March 2006 - 17:02
Дык и банкам крандец ведь прийдет..соответственно нам-банкирам тоже...
#4
Отправлено 01 March 2006 - 18:39
на мой взгляд великая нация. представляете, их много, жить негде, есть нечего. крутятся как могут.
есть одна проблема, мы слишком близко географически к ним расположены. затылком чувствуется их осторожное дыхание
есть одна проблема, мы слишком близко географически к ним расположены. затылком чувствуется их осторожное дыхание
#5
Отправлено 06 March 2006 - 19:20
Да атасс полнейший. В кызылординском филиале одна служащая рассказывает, что ее родственника уволили с Кумколя с занимаемой должности из-за незнания китайского языка. Даже водителей и рабочих они набирают с Китая, с той области на них жалоб много.
Тут ниче не попишешь.
Слова одного философа: Оптимист учит английский, пессемист учит китайский язык, реалист - автомат Калашникова.
Тут ниче не попишешь.
Слова одного философа: Оптимист учит английский, пессемист учит китайский язык, реалист - автомат Калашникова.
Поделиться темой:
Страница 1 из 1