«Законодательные изменения обусловлены необходимостью повышения защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов»
Опубликовано в республиканской экономической газете "Деловой Казахстан"
Финансовый кризис завершился, но работа «над ошибками» продолжается. В 2010 году было сделано многое, чтобы решить большую часть проблем. В том числе в секторе недвижимости. Нынешняя работа ориентирована на то, чтобы так выстроить систему финансового регулирования, чтобы в перспективе избежать повторения «пройденного» опыта и минимизировать влияние негативных факторов. И это - тема интервью, которое дала нашей газете председатель Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Елена БАХМУТОВА.
- Елена Леонидовна, 2010 год завершился, но острота темы ипотечников сохраняется. И, как всем понятно, здесь требуются не только конкретные решения в каждом индивидуальном случае, но и законодательные изменения, которые бы позволяли решать эти вопросы на системной основе в будущем. Поэтому хотелось бы услышать ваши комментарии по изменениям в законодательство, которые вступают в силу.
- Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам ипотечного кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов», разработанный АФН по результатам анализа жалоб и обращений граждан, в первую очередь ипотечных заемщиков, включает несколько концептуальных направлений. И первое из них - защита ипотечников. Этот раздел предусматривает, в частности, запрет на внесудебную реализацию залогового имущества. Но при наличии соответствующего письменного отказа залогодателя - физического лица от такой реализации. Также устанавливается запрет на внесудебную реализацию микрокредитными организациями и кредитными товариществами залогового жилья и земельных участков с расположенным на нем жилищем. Законом вводится обязанность залогодержателя проводить независимую оценку залогового имущества при его реализации. А также определены условия, при которых залогодержатель должен реализовать во внесудебном порядке предмет залога покупателю.
Защита потребителей финансовых услуг предусматривает установление запрета на одностороннее изменение условий договоров банковского займа, за исключением законодательно определенных случаев. Также в нормативном правовом акте Национального банка устанавливается предельный размер годовой эффективной ставки, включающей вознаграждение, все виды комиссий и иные платежи. Будет введен запрет на индексацию платежей с привязкой к любому валютному эквиваленту, а также ограничения размера неустойки за неисполнение обязательств по договорам банковского займа.
Кроме того, устанавливается обязанность банков и небанковских организаций указывать в договорах займа исчерпывающий перечень комиссий и их размеров. Информация о взимаемых комиссиях должна раскрываться на интернет-ресурсах. Вводится запрет на ограничение прав заемщика, залогодателя на выбор страховой организации и (или) оценщика. Предусмотрена обязанность микрокредитных организаций и кредитных товариществ указывать в договорах займа годовую эффективную ставку вознаграждения. Агентство наделяется функциями по установлению порядка предоставления банковских услуг и рассмотрения банками обращений клиентов; требований к содержанию договора банковского займа. Законопроектом предусмотрено и создание института банковского омбудсмана по урегулированию разногласий между банками (не банковскими организациями) и заемщиками, получившими ипотечные займы.
- Встречи финансистов с ипотечниками свидетельствуют, что у людей слабое представление о мерах господдержки, реальных объемах. Например, они утверждают, что государство выделило банкам 19 млрд. долларов...
- Действительно, это неверная информация. Фактически в соответствии с Планом в целях стабилизации финансового сектора на покупку акций системообразующих банков было выделено 342 млрд. тенге. Освоено 332,2 млрд. тенге.
- Не все знают, что средства выделялись государством на принципах возвратности и на рыночных условиях…
- В целях обеспечения стабильности банковского сектора государство вошло в акционерный капитал 4-х системообразующих банков. Однако государство не предполагает оставаться основным акционером банков в долгосрочный период, поскольку эта мера имеет временный характер. По мере восстановления финансового положения банков, государство выйдет из состава акционеров, реализовав свою долю в соответствии с рыночными принципами.
Помимо вхождения государства в капитал часть средств, выделенных из Национального фонда на кредитование реального сектора, поддержку МСБ, а также на решение проблем на рынке недвижимости, была размещена в банках второго уровня в виде депозитов на соответствующие сроки. И государство по размещенным депозитам получает процентный доход. Следует отметить, что все средства государства будут возвращены банками по окончании срока депозитов.
В настоящее время уже начался процесс возврата выделенных средств. В целом вопросы использования и возврата средств, выделенных на антикризисную программу, находятся на постоянном контроле государства.
- Готовится новый закон о банкротстве. АФН имеет уже сформированную позицию, наверняка во многом обусловленную недавними событиями банковского сектора. Какие основные принципы, на ваш взгляд, должны быть заложены в этом документе?
- Действительно, мы учли итоги проведенной реструктуризации трех банков, проанализировали многочисленные дефолты допущенных на рынке ценных бумаг, а также планы реструктуризации, что нашло отражение в наших предложениях. Мы пришли к выводу, что необходимо на уровне законодательных актов четко разграничить случаи, при которых для оздоровления эмитента достаточно внести изменения в условия выпуска ЦБ; и те ситуации, для решения которых необходимо провести мероприятия по комплексной реструктуризации всех (основных) обязательств эмитента, включая держателей облигаций и других кредиторов.
Сегодня для небанковских организаций такая реструктуризация обязательств возможна при осуществлении процедуры реабилитации в соответствии с действующим Законом РК «О банкротстве». Однако полагаем, что эту процедуру необходимо пересмотреть с учетом ряда позиций. Необходимо предусмотреть максимальную защиту прав держателей долговых ценных бумаг ввиду того, что их размещение происходит на фондовом рынке среди неограниченного круга лиц, по большей части не аффилиированных к эмитенту. Но эта категория кредиторов в большей степени разрознена и имеет возможность использовать только публично распространяемую информацию. Для обеспечения их интересов необходимо законодательно установить требование о том, что в случае реабилитации либо банкротства юридического лица представитель держателей облигаций должен в обязательном порядке входить в состав комитета кредиторов.
Процедуры, связанные с реабилитацией либо банкротством юридического лица, должны быть прозрачны, публичны и проходить под надзором третьего лица. Им может быть как суд, так и комитет кредиторов либо его представитель. Кроме того, мы считаем, что на законодательном уровне также было бы целесообразно определить перечень ограничений, накладываемых на юридическое лицо при совершении сделок с его активами при реабилитации либо реструктуризации обязательств.
В целом хотелось бы отметить, что введение этих процедур означает, что сама организация и ее кредиторы видят возможность выхода из кризиса и способны при совершении определенных действий разрешить возникшие финансовые трудности, продолжив функционировать в качестве юридического лица. Соответственно, те меры, которые принимаются при реабилитации, направлены не только на расчеты с кредиторами, но и на восстановление нормальной финансово-хозяйственной деятельности должника. А значит, при проведении таких процедур необходимо, чтобы соблюдался определенный баланс интересов между кредиторами и должником.
- Один из актуальных вопросов финсектора – аффилиированность. И этой проблемой агентство обеспокоено давно…
- Это так, поэтому в 2010 году АФН продолжило работу, направленную на решение проблем, связанных с аффилиированностью участников финансового сектора. В частности, в сентябре 2010 года АФН установило ограничения на непрозрачные операции при расчете размера риска на одного заемщика. В результате отношение размера риска на одного нераскрытого заемщика по его обязательствам к собственному капиталу банка не должно превышать 0,10.
В сфере регулирования страхового сектора были приняты меры по усилению мониторинга сделок между аффилиированными лицами. В накопительной пенсионной системе приняты ограничения использования пенсионных активов в интересах группы аффиилиированных лиц. С 1 января 2011 года лимиты снижены до 8 % для крупных НПФ, а с 1 января 2012 года предусмотрены ограничения для инвестирования в финансовые инструменты аффилиированных лиц для крупных фондов в размере 5 % и для мелких фондов -7 %.
Агентство продолжит работу по отсечению банков от явно или скрыто аффилиированных непрофильных структур. В частности, мы предусматриваем ряд изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков.
Они оформлены в соответствующий законопроект. Предлагается ввести запрет на вмешательство банков в операционную деятельность их дочерних и зависимых финансовых организаций. Один из путей - ограничение участия представителей банка в совете директоров «дочек»: не более 1/3 от общего количества их членов. Также предлагается запретить банковскому холдингу владеть акциями организаций, помимо включенных в перечень, установленный законодательством.
Банкам и банковским холдингам будет запрещено покупать любые акции, за исключением финансовых организаций (резидентов и нерезидентов РК). При этом банкам будет необходимо наличие банковского холдинга в случае владения или приобретения дочерней или зависимой финансовой организации. Дополнительно вводятся ограничения на инвестиции банков в финансовые организации, заключающиеся в лимитировании объема каждой из таких инвестиций: менее 10% от собственного капитала банка. При этом совокупный лимит на инвестиции на все дочерние и зависимые организации банка будет установлен в рамках пруденциального регулирования.
Такой подход не содержит прямого запрета, но косвенно дестимулирует банки от владения дочерними организациями, от вхождения в другие сектора финансового рынка. Агентство будет обладать правом требовать увеличения достаточности собственного капитала банка при создании дочерней или зависимой финансовой организации. Требования для банковских холдингов по ограничению их деятельности, в том числе инвестиционной, планируется ввести с 1 января 2013 года.
- Активы пенсионной системы растут, но по-прежнему остается проблематичной задача инвестирования. Какие перемены могут произойти в этом вопросе?
- Уже пересмотрены требования законодательства в вопросах инвестирования пенсионных активов, которые в период кризиса были необходимы в целях их сохранения. Напомню, правление агентства в 2008 году было вынуждено ввести дополнительные лимиты (до 30 %) по наличию государственных ЦБ в портфелях фондов. И поскольку инвестиционная политика НПФ в период с 2008 по 2010 год в значительной степени была ориентирована на снижение рисков, то объем ГЦБ в активах фондов составлял порядка 50%. Но, учитывая происходящие изменения в развитии финансового рынка, постепенную стабилизацию финансово-экономических процессов и необходимость стимулирования развития реальной экономики, в июле 2010 года АФН снизило лимиты инвестирования в ГЦБ с 30 до 25% с 1 января 2011 года и до 20% с 1 апреля 2011 года.
Что же касается политики инвестирования пенсионных активов, то следует отметить, что в основе выстроенной на сегодняшний день системы регулирования процедур инвестирования лежат три составляющих. Первая - обеспечение ликвидности накопительной пенсионной системы. Это предполагает, что финансовые инструменты, приобретаемые за счет пенсионных активов, должны соответствовать определенным, достаточно высоким критериям.
Второе - обеспечение необходимого уровня капитала для покрытия возможных обязательств перед вкладчиками. Каждый НПФ должен рассчитывать тот объем рисков, который сможет принять на себя, учитывая размер собственного капитала.
Третье - диверсификация портфеля, гарантирующая, что в случае дефолта либо банкротства какого-либо эмитента потери будут незначительными и риски, принимаемые НПФ, могут быть размыты за счет инвестиций в финансовые инструменты других эмитентов.
Что же касается диверсификации активов, следует упомянуть еще об одном недавнем решении правления агентства. Активы НПФ постоянно увеличиваются, вместе с тем разница между активами отдельных НПФ значительна. В связи с этим было принято решение о дальнейшей оптимизации существующей системы лимитов инвестирования, предусматривающей их градацию в зависимости от размера пенсионных активов. Если сегодня независимо от объема активов за счет активов НПФ лимит инвестирования в одного эмитента составлял 10 %, с учетом финансовых инструментов, выпущенных его аффилиированными лицами, то с 1 января 2011 года такой лимит будет составлять 8% от пенсионных активов фонда, активы которого превышают 130 миллиардов тенге.
Кроме того, в целях дополнительного ограничения влияния со стороны аффилиированных лиц НПФ, а также управляющего его пенсионными активами, с 1 января 2012 года устанавливается новый лимит инвестирования в финансовые инструменты таких юридических лиц в размере 7% для НПФ, пенсионные активы которого меньше 130 млдр.
Кроме того, в целях дополнительного ограничения влияния со стороны аффилиированных лиц НПФ, а также управляющего его пенсионными активами, с 1 января 2012 года устанавливается новый лимит инвестирования в финансовые инструменты таких юридических лиц в размере 7% для НПФ, пенсионные активы которого меньше 130 млдр. тенге. И 5% - для НПФ, пенсионные активы которого больше 130 млрд. тенге.
Я рассказала о том, какие меры регуляторного характера предпринимаются агентством, чтобы система оставалась надежной, но эффективность пенсионной системы напрямую зависит от активизации фондового рынка республики, появления на рынке новых инструментов, способных обеспечить необходимый уровень доходности накоплений. К сожалению, проблема дефицита ликвидных финансовых инструментов встает еще более остро. И в связи со значительным количеством дефолтов эмитентов, и в связи с введением системы мультипортфелей, предполагающей наличие у НПФ различных стратегий инвестирования в зависимости от объема принимаемого риска. Поэтому решением совета по финансовой стабильности была создана рабочая группа по развитию рынка ценных бумаг. Ею уже рассматривались вопросы разработки государственной программы вывода эмитентов, включая компании квазигосударственного сектора, на организованный рынок ЦБ; активизация розничных инвесторов, создание льготных условий для выхода их на внутренний рынок.
Несмотря на существующие проблемы, в настоящее время есть все составляющие для успешной реализации IPO в Казахстане. Думаю, размещение компаниями своих акций позволит решить проблему увеличения числа торгуемых инструментов, будет способствовать росту ликвидности рынка ЦБ, а также его капитализации. Более того, IPO способствует укреплению конкурентных преимуществ страны, притоку иностранных инвестиций и способствует повышению привлекательности казахстанского фондового рынка. Вместе с тем любое IPO подразумевает наличие высокого уровня корпоративного управления и прозрачности деятельности.
- Вы недавно заявили о возможности IPO самих НПФ на отечественном рынке. Чем это обосновано и что это даст самой системе
- С 2012 года вступает в силу требование о том, что один акционер не сможет владеть более чем 25% акций НПФ. Норма вводится прежде всего в целях повышения уровня корпоративного управления в НПФ за счет участия большого количества акционеров в принятии решений по вопросам деятельности фонда.
На наш взгляд, в НПФ, где количество акционеров четыре и более, сложнее принять решения по внутрикорпоративным и стратегическим вопросам, которые бы удовлетворяли интересы только отдельных акционеров. А возможное вхождение, например, в результате IPO в состав акционеров вкладчиков НПФ, будет способствовать повышению эффективности деятельности НПФ в целом и установлению приоритетов интересов вкладчиков, поскольку они получат реальную возможность влиять на процессы, происходящие в НПФ.
- Вкладчиков НПФ не устраивает низкая доходность и пугают всевозможные слухи. Какой общий совет вы дали им: как не ошибиться с выбором и как при переходе из фонда в фонд не потерять инвестдоход?
- Прежде всего им не следует оставаться в стороне, доверять выбор НПФ работодателю, друзьям, коллегам. Необходимо более активно участвовать в выборе инвестиционной стратегии. Вкладчик должен знать не только свои права и обязанности, но и права и обязанности НПФ, проявлять интерес к тому, каким образом инвестируются его пенсионные накопления. Тем более что сейчас для этого созданы все необходимые условия. Все финансовые показатели по НПФ можно найти на сайте агентства по адресу: www.afn.kz
Вкладчикам предоставлена возможность получать информацию о структуре инвестиционного портфеля НПФ, с которым заключен договор, с указанием наименования и количества ЦБ, а также процентного соотношения размера инвестиций в эти бумаги к общей сумме пенсионных активов НПФ. Информацию по примененным АФН ограниченным мерам воздействия к тому или иному НПФ можно найти на официальном сайте агентства.
Прежде чем заключить договор о пенсионном обеспечении, рекомендуем обращать внимание на наличие у НПФ рисков, связанных с осуществлением деятельности по инвестированию пенсионных накоплений; на наличие либо отсутствие ограниченных мер воздействия и санкций уполномоченного органа, примененных к НПФ и (или) их акционерам.
А также на примененные уполномоченным органом меры раннего реагирования в случае наличия предпосылок к ухудшению финансового положения фонда.
- Многие вкладчики пенсионной системы считают, что анонимность источников выплат взносов не позволяет надлежащим образом отслеживать исполнение работодателем своих обязательств…
- Но это не означает, что платежи работодателей по перечислению пенсионных взносов невозможно отследить. Кроме того, в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 18 Налогового кодекса РК одной из задач органов налоговой службы является обеспечение полноты и своевременности исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов в НПФ.
Во-вторых, информация о поступлениях пенсионных взносов с указанием отправителя аккумулируется в Государственном центре по выплате пенсий, который в соответствии с законодательством формирует базу данных вкладчиков по обязательным пенсионным взносам и единого списка физических лиц.
Более того, вкладчики имеют возможность получить информацию по своему счету бесплатно на официальном сайте электронного правительства РК в течение одного рабочего дня с момента получения заявления, включая информацию о поступлении и движении средств вкладчика (без указания наименования агента). Напомню также, что вкладчик всегда может обратиться за восстановлением своих нарушенных прав в вопросах перечисления пенсионных взносов как в налоговые органы, так и в суд.
- KASE инициирует ряд предложений, которые, по мнению биржевого совета, будут способствовать оживлению фондового рынка и привлечения иностранных инвесторов. Как вы их расцениваете?
- Рабочей группой по вопросам развития рынка ценных бумаг, созданной по результатам совета по финансовой стабильности и развитию финансового рынка, уже был рассмотрен ряд предложений АФН и представителей рынка. Результатом работы станет «Дорожная карта по развитию рынка ценных бумаг». Она предусматривает не только меры по определению перечня субъектов, чьи ЦБ в ближайшее время должны появиться в официальном списке фондовой бирже, но и ряд мер, направленных на привлечение на рынок инвесторов, в том числе иностранных, а также мер, направленных на стимулирование к выходу на фондовый рынок отечественных эмитентов и дестимулирование продажи их бумаг за рубежом.
Рабочей группой предложено предусмотреть на законодательном уровне штрафные санкции в отношении организаций в случае нарушения ими требования законодательства по размещению минимально установленного объема ЦБ на фондовом рынке Казахстана. Наряду с этим предлагалось установить механизм размещения еврооблигаций. Он предусматривает обязательство по размещению на внутреннем рынке республики не менее 20% от общего объема выпуска еврооблигаций, планируемого к размещению, при наличии спроса у казахстанских инвесторов. С обеспечением равных условий размещения как для внутреннего, так и для зарубежного рынка. Полагаем, что с учетом ранее предложенных мер нам удастся не только стимулировать отечественных эмитентов и инвесторов к выходу на казахстанский рынок, но и привлечь иностранных участников.
- Говорят, кризис – повод задуматься о страховании. А как сам страховой сектор пережил трудный период?
- По состоянию на 1 ноября 2010 года страховой рынок был представлен 40 страховыми организациями против 43 по сравнению с аналогичными данными за ноябрь прошлого года. Сокращение произошло по причине неудовлетворительных результатов деятельности страховых организаций. В целом результаты на 1 ноября по сравнению с данными годичной давности таковы: собственный капитал страховых организаций по балансу увеличился на 11,6%, совокупные активы выросли на 12,9%, обязательства страховых организаций увеличились на 14,9%.
Согласно имеющейся статистике, в течение последних четырех лет отмечается рост заинтересованности населения в добровольном имущественном страховании. Так, если за 2007 год доля населения, имеющего договоры страхования, составила 4% от общей численности населения, то за 2008 год - 3,9%, за 2009 год - 4,7% и за 10 месяцев 2010 года - 5,3%.
За этот период произошло резкое снижение объемов страховых премий, полученных от физических лиц по договорам добровольного имущественного страхования, в 413 раз (за счет сокращения премий по страхованию имущества и автомобильного транспорта).
Так, если за 2007 год доля населения, имеющего договоры страхования, составила 4% от общей численности населения, то за 2008 год - 3,9%, за 2009 год - 4,7% и за 10 месяцев 2010 года - 5,3%.
За этот период произошло резкое снижение объемов страховых премий, полученных от физических лиц по договорам добровольного имущественного страхования, в 413 раз (за счет сокращения премий по страхованию имущества и автомобильного транспорта). По личному страхованию с 2007 по 2009 год, наоборот, наблюдается позитивная динамика: 62 138 тыс. тенге,
68 642 тыс. тенге и 92 757 тыс. тенге страховых премий соответственно. Однако за 10 месяцев 2010 года их размер составил только 26 456 тыс. тенге, что обусловлено сокращением премий по классу страхование болезней и страхованию от несчастных случаев.
Так сложилось, что страхование в Казахстане является во многом сопутствующим банковскому сектору. Причем акционерами 13 из 40 страховых компаний являются банки. Поэтому одной из основных причин сокращения объемов страховых премий является снижение темпов и объемов кредитования в период кризиса, особенно крупных кредитоемких направлений.
Возрастающее количество договоров при снижении объемов страховых премий свидетельствует, на наш взгляд, о росте розничного страхования. В т.ч. связанного с развитием банками потребительского кредитования. Наибольшей популярностью среди добровольных классов страхования у населения пользуется страхование имущества и страхование от несчастных случаев, которые зачастую и являются востребованными заемщиками банков.
Алевтина ДОНСКИХ, специально для «Делового Казахстана»
Страница 1 из 1
Елена Бахмутова: «Законодательные изменения обусловлены необходимостью повышения защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов» Глава АФН Елена Бахмутова
#4 Гость_tanatn_*
Отправлено 08 May 2023 - 21:14
Ну лучше вот такие попробовать картинки их https://freephoto.top
Поделиться темой:
Страница 1 из 1