Май - месяц перемен, и в этом году май традиционно принес перемены и на крупнейшие биржевые площадки, практически изменив сложившиеся ранее приоритеты и ориентиры. Однако прежде чем менять долгосрочные цели и корректировать среднесрочные инвестиции, давайте попробуем оценить степень влияния майских изменений на сложившуюся на валютном и фондовом рынке ситуацию.
Следует отметить, что инвесторы настроены весьма осторожно. Ожидаемая летняя коррекция на фондовых площадках вносит коррективы в поведение участников торгов, и доллар получает поддержку, так как исторически на волне распродаж рискованных активов, то есть ценных бумаг, мы наблюдаем рост курса «защитного» доллара.
Начало мая американская валюта встретила, торгуясь со значительным дисконтом к большинству ликвидных мировых валют, на фоне таких показателей, как неуверенный рост американской экономики в I квартале текущего года, оставленный без изменений ФРС США уровень процентной ставки и весьма неутешительные данные по рынку труда. Особенно остро это контрастировало с заявлениями главы ФРС Бена Бернанке, который, комментируя итоги апрельского заседания FOMC, подчеркнул, что экономика страны развивается умеренными темпами, а программа количественного смягчения QE2 будет завершена, как и планировалось, в июне. Фактически же выходило так, что экономика США все еще не оправилась после кризиса и весьма слаба, а ФРС уже сокращает до минимума объем стимулирующих и поддерживающих экономику страны программ, параллельно обсуждая возможность увеличения лимита для разрастающегося госдолга страны. А если учесть еще и апрельское снижение кредитного рейтинга США агентством S&P, то дальнейшие перспективы американской валюты оказывались отнюдь не радужными, а наиболее вероятным и привычным сценарием стало бы новое обесценивание доллара путем его многократного тиражирования.
Но, безусловно, когда федрезерв проводит политику массированной скупки гособлигаций, то курс кредитных ставок остается крайне низким, и, как следствие, это давит на курс американской валюты. Поэтому удешевление курса американской валюты, в общем-то, оправданно. Сейчас главным вопросом является - продолжит ли доллар США курс на снижение или же мы станем свидетелями восстановления курса американской валюты. Также многое будет зависеть от того, станет ли ФРС США проводить третий раунд «количественного смягчения» QE3. В случае продолжения интервенций регулятора можно ожидать дальнейшего ослабления курса доллара.
Однако уже в первых числах мая ситуация в корне изменилась, и американская валюта начала отвоевывать оставленные ранее позиции, укрепляясь относительно ряда валют, в том числе британского фунта, евро и японской иены. При этом парадоксальность ситуации в том, что состояние экономики США осталось прежним и у инвесторов не сформировалось новых поводов для оптимизма, не считая, пожалуй, краткосрочного воздействия информации об уничтожении американскими спецслужбами террориста № 1 Бен Ладена и некоторой малоинформативной в среднесрочной перспективе макроэкономической статистики. В таких условиях «слабый» доллар смог вновь стать популярным лишь при изменении паритета, а именно при формировании таких факторов, при которых ряд мировых валют потеряет инвестиционную привлекательность, а доллар вновь окажется в цене. И в мае благодаря макроэкономической статистике из КНР, свидетельствующей о нарастании инфляционных рисков в стране, а также долговых проблем Греции, угрожающих подорвать устойчивое восстановление европейской экономики, инвестиционные предпочтения на валютном рынке начали меняться. Ожидание, что ЦБ КНР в рамках борьбы с инфляцией будет вновь применять меры по ужесточению кредитно-денежной политики, что может негативным образом отразиться на темпах восстанавливающейся после кризиса мировой экономики, привело к тому, что спрос на рискованные активы существенно снизился, а защитные инструменты выросли в цене. Однако основным источником беспокойства инвесторов стала ситуация в объединенной Европе, где на фоне устойчиво высокого уровня безработицы и нарастающего инфляционного давления остро стал вопрос о реструктуризации неподъемного для Греции государственного долга. И если в первой декаде мая еще горячо обсуждались варианты помощи Греции и рассматривались перспективы постепенного уменьшения долга новыми порциями кредитов от Евросоюза и МВФ, то уже во второй половине месяца худшие опасения инвесторов стали превалировать над официальными заявлениями государственных чиновников.
Фактически долговые проблемы Греции вызывают опасения у инвесторов уже не первый год.
Но если в предыдущий раз объем беспрецедентной финансовой помощи от Евросоюза позволил грекам сделать хорошую мину при плохой игре и создал уверенность в том, что ситуация нормализуется, то сейчас оказалось, что антикризисные меры неэффективны и экономика Греции без финансовых дотаций остается инертной. При таких условиях у Евросоюза остается два варианта действий. Первый, консервативный, подразумевает бесконечные вливания в экономику Греции и, возможно, в экономику других «долговых» стран. И второй, радикальный, при котором Греция выходит из еврозоны, вводит собственную валюту и решает свои финансовые проблемы самостоятельно, в срочном порядке обесценивая госдолг.
В текущей ситуации, учитывая нарастающее инфляционное давление в еврозоне на фоне снижающегося уровня ВВП и оставленный без изменений уровень процентной ставки в мае, ситуация с Грецией, долгосрочный рейтинг которой был снижен в мае агентствами S&P и Fitch, требует незамедлительных мер. А отсутствие единого мнения в Европарламенте и неожиданная отставка главы МВФ Стросс-Кана в связи с обвинениями по подозрению в противоправных действиях сексуального характера лишь усугубляют ситуацию.
Впрочем, напряжение первых недель мая, вызвавшее ослабление европейской валюты по отношению к американскому доллару и британскому фунту, постепенно ослабло, и на первый план вышли данные макроэкономической статистики.
Так, показатели ВВП Германии за первый квартал текущего года увеличились по сравнению с предыдущим кварталом на 1,5%, в то время как в IV квартале 2010 года рост составил лишь 0,4%.
Экономика еврозоны в первом квартале текущего года выросла на 0,8% в квартальном и на 2,5% в годовом исчислении, что также оказалось выше прогнозных значений.
Также позитивно были восприняты прогнозы Европарламента о повышении прогноза роста ВВП в 2011 году до 1,6%, при предыдущем прогнозном уровне 1,5%.
А повышение прогноза по уровню годовой инфляции с 1,8 до 2,6% дало надежду инвесторам на то, что в ближайшие два летних месяца вновь будет поднят вопрос об увеличении уровня процентной ставки в еврозоне.
Фактически европейская валюта завершила май, так и не сформировав устойчивого фундамента для роста, оставаясь слабой под давлением нерешенных долговых проблем периферийных стран и остающимися высокими уровнями безработицы и инфляции.
В ближайшей перспективе поддержку европейской валюте может оказать успешное решение долговых проблем Греции и Португалии, однако в долгосрочной перспективе надежд на то, что очередное вливание и сверхжесткие финансовые меры помогут Греции, практически не осталось. Вероятность дефолта очень высока, и вопрос лишь в том, через какое время проблема с Грецией или иной «долговой» страной станет вновь актуальной.
Экономическая ситуация в США остается весьма слабой, и сворачивание ФРС программы стимулирования безусловно повышает ценность американской валюты, но не дает повода улучшить неутешительную статистику. Так, в мае индекс опережающих индикаторов снизился на 0,3 пункта, а индекс деловой активности в производственном секторе составил 3,9 пункта при средних прогнозах 23,0 пункта. Неясной остается и ситуация на рынке труде, так, после постепенной нормализации ситуации в последние несколько месяцев уровень безработицы в апреле вновь вырос до зафиксированных в январе 9%.
Заявленное ФРС прекращение программы QE2, скорее всего, временная мера, ведь для уменьшения огромного долга более эффективным оказывается дешевеющий доллар, а чрезмерное укрепление валюты в условиях экономической слабости - это, скорее, вред, а не польза.
Поэтому в долгосрочной перспективе с большей вероятностью американская валюта продолжит снижение относительно мировых валют.
В противостоянии валют Старого и Нового света в мае победу одержал американский доллар, но когда оба противника достаточно слабы, а торги отличаются повышенной волатильностью, не стоит упускать из вида валюты-убежища, к примеру, швейцарский франк и японская иена, способные принести неплохой доход в период неопределенности.
Андрей Диргин, начальник отдела аналитики FOREX CLUB.
Сообщение отредактировал eug: 13 June 2011 - 15:00