В феврале этого года стало известно, что «Банк развития Казахстана» передал «Инвестиционному фонду Казахстана» (ИФК) 35 проблемных кредитов банка на сумму $1,04 млрд. Вновь назначенный председатель правления АО «Инвестиционный фонд Казахстана» Ерлан Айталиев рассказал «Къ» о том, как фонд собирается поступить с переданными активами, а также об обновленной стратегии фонда и главных инвестиционных проектах.
– Ерлан Бахытжанович, давайте начнем с истории. «Инвестиционный фонд Казахстана» был создан в мае 2003 года, его основной задачей являлось софинансирование крупных инфраструктурных проектов. В прошлом году фонд вошел в состав холдинга «Байтерек». Какие сегодня стоят задачи перед фондом?
– Да, действительно, фонд был создан больше 10 лет назад, и его основной целью являлось содействие в реализации индустриально-инновационной политики Республики Казахстан. Фонд привлекал инвестиции в перспективные проекты, оказывал финансовую поддержку инициативам частного сектора по созданию конкурентоспособных производств в несырьевом секторе экономики. Прямое участие в акционерном капитале той компании, в которую вкладывались инвестиции, и было главным инструментом фонда. То есть фонд финансировал инвестиционные проекты путем покупки долей участия новых организаций. До 2008-2009 годов «Инвестфонд» осуществлял и реализовывал свою основную деятельность. Но после планируемого вхождения в долю фонда частного инвестора, как вы помните, это был «Европейский банк реконструкции и развития», выявились проблемы. Так вот ЕБРР, прежде чем войти в ИФК, решил провести так называемый due diligence – процедуру формирования объективного представления об объекте инвестирования, включающую в себя оценку инвестиционных рисков, всестороннее исследование деятельности компании, проверку финансового состояния и другие факторы. После проведения due diligence было выявлено, что практически весь портфель ИФК был проблемный, и необходимо было приостановить текущую деятельность. Стояла задача: разобраться с инвестициями, которые были осуществлены на тот момент. Но нужно сделать оговорку, что убыточная деятельность ИФК в те годы имела как объективные причины, так и субъективные. К объективным причинам, которые привели к обесценению части инвестиций, можно отнести общую экономическую ситуацию, в том числе пресловутый финансовый кризис. Но были и субъективные причины, которые также принесли часть убытков фонду, это и изначальные ошибки, и просчеты при структурировании проектов, и слабый менеджмент в инвестируемых компаниях. И фактически до 2011 года компания занималась возвратом вложенных инвестиций, качественным улучшением состояния существующего инвестиционного портфеля и недопущением дальнейшего обесценения по действующим проектам. Тогда фонд начал работать с банками второго уровня по реструктуризации задолженностей инвестируемых компаний, искать дополнительные пути сбыта продукции компаний, в том числе, в рамках внутрихолдинговой кооперации фонда национального благосостояния «Самрук-Казына». Таков краткий экскурс в историю фонда.
Как известно, в мае вновь созданному «Национальному управляющему холдингу «Байтерек» был передан стопроцентный пакет акций «Инвестиционного фонда Казахстана». Главная задача, поставленная топ-менеджерами холдинга перед ИФК – оздоровление имеющихся инвестиционных проектов. Сначала необходимо было оздоровить проблемные активы дочерних организаций холдинга или очистить их баланс от так называемых «плохих» кредитов. Таких «токсичных» кредитов больше всего было в «Банке развития Казахстана», потому что именно у этого финансового института изначально находились проекты с высоким уровнем рисков, которые зачастую не готовы были нести банки второго уровня. Так, проблемный ссудный портфель БРК составил 42% от активов банка, а накопленный убыток на конец 2013 года - порядка 51, 12 млрд тенге. Вот эта часть «токсичных» активов и была передана нам. Началась эта работа практически сразу с момента создания холдинга. Нам был передан проблемный портфель БРК на сумму $212 млн. Это позволило банку очистить баланс и, что самое важное, сконцентрировать свои усилия на основной деятельности – финансировании проектов, направленных на дальнейшее развитие несырьевого сектора экономики страны. Для нас же эта сделка стала очередным опытом в части работы со стрессовыми активами. Сейчас, по сути, у нас два портфеля – «Банка развития Казахстана» и наш собственный инвестиционный, состоящий из тех активов, которые были возвращены. Нам удалось вернуть в собственность государства действующий Транспортно-логистический центр в городе Алматы, стоимость которого составляет 5,9 млрд тенге. По этой сделке было много разговоров в прессе, на мой взгляд, больше с субъективной оценкой. Нами была выбрана солидная компания, с успешным опытом управления таким бизнесом. Перед нами стояла главная задача – сохранить рабочие места, не лишать людей работы, а также постоянно поддерживать данный логистический центр в хорошем техническом состоянии. Что мы и выполнили: рабочие места сохранены, центр бесперебойно осуществляет свою деятельность. Среди других проектов – возврат инвестиций в сумме 1 млрд тенге АО «Западно-Казахстанская корпорация строительных материалов», с инвестиционным доходом в 400 млн тенге. Был осуществлен выход из проекта «Казгеокосмос» на сумму 410 млн тенге и из Eurasiaflor – 414 млн тенге. Всего же за период с июля 2013 по март 2014 года нам удалось вернуть активов на сумму около 10,2 млрд тенге. В нынешнем году мы ставим себе задачу вернуть в собственность государства активов на сумму около 18 млрд тенге.
Помимо того, что мы занимаемся оздоровлением проблемных активов, перед нами стоит задача по возобновлению работы некоторых крупных простаивающих объектов, путем поиска инвесторов и вхождения в капитал. Среди таких проектов – небезызвестный завод по производству металлического кремния Silicium Kazakhstan в Караганде. По этому объекту уже возвращены активы на сумму 2,4 млрд тенге и подписано соглашение между ИФК и АО «НГК «Тау-Кен Самрук», согласно которому вложения в первоначальные процедуры по восстановлению производства составят порядка 1,2 млрд тенге. Планируется, что возобновление работы предприятия состоится уже в третьем и четвертом кварталах 2014 года.
В будущем мы, конечно, продолжим свою основную деятельность по прямому инвестированию, но сейчас для нас самая важная задача – возврат инвестиций в ранее вложенные проекты.
– Глава АО «НУХ «Байтерек» г-н Бишимбаев говорил о разработке новых стратегий компаний группы – разработана ли стратегия фонда и в чем она заключается?
– Прежде всего, конечно, стоит сказать о принятой стратегии развития самого холдинга на 2014-2023 годы. Это фундаментальный документ, который направлен на реализацию инициированной президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым стратегии «Казахстан-2050». Свою миссию холдинг видит в содействии устойчивому экономическому развитию Казахстана посредством финансирования и оказания поддержки приоритетным секторам экономики в целях реализации государственной политики, решения социально-ориентированных задач и достижения целей, поставленных «Стратегией-2050». К 2023 году холдинг должен стать основным финансовым агентом правительства Республики Казахстан, обеспечивающим диверсификацию, модернизацию и устойчивое развитие экономики страны и решение социально-ориентированных задач государства.
Стратегия ИФК, безусловно, ориентирована на стратегию развития холдинга, как нашего единственного акционера, и задачи, поставленные перед холдингом, являются частью и наших стратегических задач. В 2012 году советом директоров была утверждена стратегия фонда до 2022 года, согласно которой нашей миссией является становление в качестве профессиональной управляющей компании в области реструктуризации активов и управления стрессовым портфелем, переданным по договору цессии от «Банка развития Казахстана» с целью оздоровления и повышения эффективности. В настоящее время наши менеджеры работают над корректировкой нашей стратегии, в которую, скорее всего, будут внесены дополнения с учетом тех задач, которые ставит перед собой и нами холдинг «Байтерек». Я думаю, об этом можно будет поговорить после соответствующей корректировки.
– Недавно БРК передал ИФК свои проблемные активы. Предполагается ли, что в фонд будут передаваться проблемные активы из других институтов развития – если да, то о какой сумме идет речь?
– Нами уже принято порядка 35 проектов «Банка развития Казахстана» на сумму более 150 млрд тенге, над которыми идет работа. В составе переданных от БРК стрессовых активов четыре проекта включены в «Карту индустриализации» в рамках ГПФИИР. Среди них «Азия Керамик», по производству керамического гранита, АО АСIG – строительство цементного завода, «Семипалатинский кожевенно-меховой комбинат» – модернизация действующего производства кожевенных полуфабрикатов и товарной кожи и ILNO Group – завод по производству стального профиля. Все эти проекты были профинансированы в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития, однако не были реализованы в полном объеме. У всех у них – разные причины, но в основном эти предприятия столкнулись с проблемой поставки сырья или поиска рынков сбыта, немаловажный аспект – слабый менеджмент управленцев. Но для нас первоочередным приоритетом является оздоровление этих проектов, реанимация, поиск инвесторов. А привлечение под управление стрессовых активов других институтов развития мы не планируем.
– Как бы вы оценили качество переданных активов и кредитов из АО «БРК», если можно разделить их на какие-то условные группы – безнадежные, имеющие какие-то шансы и тому подобное?
– Ситуация в каждом отдельном проекте является уникальной, определенных, универсальных методов по исправлению ситуации и выходу из проектов не существует. В категорию «проблемных» проекты попадают по разным объективным и субъективным причинам. Однако, в основном, это макроэкономическая нестабильность, уменьшение ликвидности банков второго уровня и иных финансовых организаций, в конечном итоге оказавших негативное воздействие на финансовую состоятельность некоторых компаний, которые были ранее профинансированы БРК. Как следствие, заемщики не исполняют принятые обязательства по погашению задолженности, своевременному запуску предприятий, представлению дополнительного обеспечения вследствие снижения стоимости залогового обеспечения, неблагоприятной рыночной конъюнктуры, отсутствия у бизнеса собственного капитала. В свою очередь, данные обстоятельства влекут за собой такие негативные последствия, как признание инвестиционных проектов проблемными, формирование провизий (резервов), ухудшение качества кредитного портфеля и структуры активов в целом. Как вы понимаете, финансируя проекты «с нуля» (из 72 проектов введенных в эксплуатацию – 66% составляют гринфилд-проекты), банк развития тем самым принимает на себя большую часть рисков, и не удивительно, что среди 180 профинансированных проектов и экспортных операций есть проекты, попавшие в разряд проблемных.
Из 35 переданных проектов, порядка 20-ти будут оптимистичными, то есть ожидается возврат государственных инвестиций. Остальные проекты – мы называем их пессимистичными, в них речь не идет о полном восстановлении, дохода как такового не будет, по ним мы выходим в минус. Но в этом случае для нас главное – возврат имущества, а также выставление на торги для дальнейшей продажи потенциальному инвестору. У нас есть и инструменты, и опыт, мы имеем больше возможностей по вхождению в капитал и получению контроля над производственными активами с целью последующего оздоровления. У ИФК есть отработанные механизмы управления предприятием через совет директоров, адаптированная система мониторинга и расчета прибылей, определенные рычаги воздействия на кризисные ситуации. Все это и является тем необходимым «арсеналом», который позволит эффективно справляться с задачей по оздоровлению проблемных проектов.
– Как предполагается строить работу с этими активами и кредитами? Будет ли фонд работать как коллекторская организация, или перед ним стоят другие задачи?
– Надо понимать, что основная наша цель – это максимизация возвратности по займам и оздоровление предприятий реального сектора экономики, а также создание дополнительных рабочих мест. Как правило, механизм «прощения» или даже дисконтирования долгов присущ банкам второго уровня. Для нашего фонда работа с проблемными активами и кредитами заключается в проведении претензионно-исковой деятельности, поиске и привлечении потенциальных инвесторов. В некоторых случаях, вследствие неисполнения недобросовестными должниками обязательств, предполагается наложение взыскания на залог и производственные активы для последующего привлечения инвесторов и запуска предприятий. Конечно же, «Инвестиционный фонд Казахстана» не намерен работать как коллекторская организация.
– С кем ведутся переговоры по поводу соинвестирования?
– На текущий момент одним из инвестиционных проектов фонда является проект «Строительство завода по производству листового стекла в г. Кызылорде». Необходимость в данном производстве обусловлена отсутствием собственного производства в Казахстане, конкуренцией со стороны импортеров листового стекла, высокой капиталоемкостью проекта, а также ожидаемым ростом казахстанского спроса на листовое стекло в связи с расширением строительства. Целью проекта является создание первого в Казахстане завода по производству листового стекла мощностью 600 тонн в сутки с количеством рабочих мест порядка 300 человек. Данный проект включен в Республиканскую карту индустриализации, так как предусматривает создание новой индустриальной отрасли несырьевого сектора и внедрение импортозамещающего и экспортоориентированного производства в Республике Казахстан. Сейчас ИФК выбирает стратегического партнера/инвестора из числа мировых лидеров в производстве листового стекла, таких как Şişecam, Asahi Сompany, Kaveh Glass, «Салаватстекло». В качестве возможного источника заемных средств рассматривается АО «Банк развития Казахстана». Кроме того, в качестве возможного источника долевого и долгового финансирования рассматривается Islamic Corporation for the Development of the Private Sector. Производимое стекло будет соответствовать стандарту качества. По данным маркетингового исследования одной из консалтинговых компаний, текущая емкость казахстанского рынка листового стекла составляет 160 тыс.тонн. На год запуска производства по проекту (2016 г.) объем потребления прогнозируется в 150 тыс.тонн.
– Каковы целевые параметры инвестиций (проекты, деньги, норма доходности, срок возврата инвестиций)?
– Прежде всего, фонд ориентируется на инвестиционные проекты, формирующие конкурентоспособные отрасли и кластеры, направленные на производство продукции с добавленной стоимостью и расширение участия казахстанских организаций в международном разделении труда. При этом инвестиционный проект должен соответствовать основным направлениям индустриально-инновационной политики Республики Казахстан, являться привлекательным по рыночным и финансово-экономическим параметрам, реализовываться с целью оздоровления с применением реструктуризации в рамках приобретенных прав требований по кредитам. При этом, для нас важно учитывать стратегическую важность и влияние проекта на экономику страны, а вот получение доходности не будет являться основным критерием при инвестировании.
– Каковы планы фонда на нынешний год?
– В 2014 году «Инвестиционным фондом Казахстана» будет продолжена работа по оздоровлению проблемных проектов и взысканию задолженности. Среди первоочередных нами будут рассмотрены 16 инвестиционных проектов, по которым будет рассматриваться возможность их оздоровления. Это предприятия в отрасли производства железобетонных изделий, цемента, металлоконструкций, обработки рыбной продукции, переработки кожи и другие.
Автор: Динара БЕКМАГАМБЕТОВА
Сообщение отредактировал eug: 15 April 2014 - 23:14