Нацбанк своего добился, не считая Таможенного союза
Опубликовано в республиканской экономической газете "Деловой Казахстан"
Публикация данных Агентства по статистике о результатах внешней торговли Казахстана за январь-февраль должна была показать, насколько полезной оказалась для нее последняя девальвация тенге.
Напомним читателям «ДК», что девальвация, или корректировка обменного курса, как деликатно выразились в Нацбанке, должна была помочь восстановлению внешнеторгового баланса нашей страны через замедление темпов роста импорта или его сокращение при одновременном увеличении экспорта казахстанских товаров за счет поддержания их конкурентоспособности. И, как выясняется, именно такой эффект и произошел во внешней торговле Казахстана в январе-феврале. Объем экспорта увеличился по сравнению с тем же периодом прошлого года на 21,7% до $15 млрд 715,7 млн, тогда как импорт уменьшился на 8,2% до $5 млрд 591,1 млн. Разница же между этими показателями — внешнеторговое сальдо — сложилось положительным в $10 млрд 124,6 млн и, естественно, увеличилось по сравнению с аналогичным показателем год тому назад. А это в свою очередь не могло не отразиться на состоянии чистых золотовалютных резервов Нацбанка, которые в феврале выросли по сравнению с январем на 5,5% до $25 млрд 460 млн.
Источником такого прогресса стала торговля Казахстана со странами дальнего зарубежья. На этом направлении экспорт вырос за январь-февраль на впечатляющие 30,8% до $14 млрд 193,6 млн. Импорт же из этих стран увеличился незначительно — на 0,9% до $3 млрд 329,9 млн. А сальдо торговли, как нетрудно подсчитать, сложилось здесь положительным в $10 млрд 863,7 млн. Особенно впечатляющего перевеса в свою пользу Казахстан добился в торговле с Италией — экспорт туда составил $3 млрд 536,4 млн, тогда как импорт из этой страны — $119,7 млн, с Китаем (соответственно $2 млрд. 568,9 млн и $993,8 млн), Нидерландами ($1 млрд 849,2 млн и $42,7 млн), Францией ($1 млрд 269,2 млн и $111,7 млн) и Австрией ($801,7 млн. и $87, 5 млн).
Зато в торговле со странами Таможенного союза после девальвации сложилась иная картина, явно указывающая на большие проблемы здесь. Так, экспорт из Казахстана в эти государства сократился за январь-февраль более чем на четверть (26,7%) до $785,3 млн, а поставки товаров в обратном направлении — на 19,2% до $1 млрд 932,6 млн. Поэтому можно утверждать, что в преддверии подписания договора о создании Евразийского экономического союза торговые отношения Казахстана с партнерами — Россией и Беларусью — по какой-то причине сворачиваются. К тому же торговля с ними сложилась не в пользу нашей страны, так как сальдо здесь оказалось отрицательным в минус $1 млрд 147,3 млн. Основным источником этого негатива остается торговля с Россией, из которой было ввезено товаров в Казахстан на $1 млрд 849,4 млн, тогда как объем нашего экспорта составил $782,6 млн В Беларусь же казахстанский экспорт упал до мизерных $2,7 млн при объеме импорта из этой страны в $83,2 млн. Такой расклад, конечно же, не позволяет утверждать, что девальвация тенге помогла казахстанским производителям укрепить позиции в борьбе с российскими и белорусскими конкурентами.
Отметим также, что известные события в Украине все же не помешали торговле Казахстана с ней, так как туда было экспортировано товаров на $325 млн, а импортировано на $155,5 млн. Для сравнения: в расположенный по соседству относительно стабильный Узбекистан объем казахстанского экспорта сложился на уровне в $175,7 млн, а импорта оттуда — в $91,2 млн.
Тулеген АСКАРОВ
Страница 1 из 1
Нацбанк своего добился, не считая Таможенного союза Деловой Казахстан
Поделиться темой:
Страница 1 из 1