Отправлено 29 August 2015 - 17:24
Добрый день компания "Аксиома". Прошу вас помочь в разрешении сложного вопроса по неправомерному взысканию банком курсовой разницы с физического лица за перевод денег с Казахстана в Россию.
Фабула дела: 18 марта 2015 года между мной, моим партнером и ООО «АМВ-Транс» были подписаны договора купли – продажи полуприцепов каждый на сумму 3 700 000 (три миллиона семьсот тысяч) рублей (далее по тексту – Договора). В соответствии с пунктом 2.3. Договоров оплата должна была быть произведена на счет продавца в течение 3 (трех) рабочих дней с момента подписания Договоров.
Утром 20 марта 2015 года для проведения оплаты по вышеуказанным Договорам в размере 7 400 000 (семь миллионов четыреста тысяч) рублей я положил на свой счет 5 428 000 (пять миллионов четыреста двадцать восемь тысяч) тенге к уже имеющемся на данном счете средствам в размере 18 450 000 (восемнадцать миллионов четыреста пятьдесят тысяч) тенге. Таким образом, по состоянию на утро 20 марта 2015 года общая сумма средств на моем счете составляла 23 878 000 (двадцать три миллиона восемьсот семьдесят восемь тысяч) тенге. На момент оформления специалистами банка "Заявления на перевод денег" курс продажи российского рубля в банке составлял 3,16 тенге за один рубль. Таким образом, при акцептовании банком моих «Заявлений на перевод денег» сальдо счета позволяло проведение своевременной оплаты в сроки указанные в Договорах и в пункте 70 «Заявлений на перевод денег», так как в пересчете на российский рубль сальдо счета на момент акцепта указания, составляло 7 556 329 рублей, что на 156 329 рублей (или 494 000 тенге) больше необходимой суммы.
После оформления 20 марта 2015 года специалистом банка двух «Заявлений на перевод денег», проверки всех необходимых документов которые прикладывались к указанным заявлениям, проверки правильности и полноты банковских реквизитов получателя денежных средств (продавца товара), проверки положительного сальдо на моем счете, банк акцептовал «Заявления на перевод денег». При этом ответственный работник банка заверил меня, что деньги будут переведены продавцу в течение этого операционного дня (т.е. 20.03.2015г.) и что сроки оплаты товара указанные в Договорах будут полностью соблюдены.
В соответствии с пунктом 3 Правил осуществления платежей путем прямого дебетования банковского счета утвержденных постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 14 ноября 2001 года N 430, для осуществления платежа путем прямого дебетования банковского счета между отправителем денег и его банком заключается договор, в соответствии с которым отправитель денег дает согласие на изъятие денег с его банковского счета на основании требований бенефициара за поставленные товары, выполненные работы либо оказанные услуги.
Допускается заключение договора прямого дебетования банковского счета в форме заявления отправителя денег, в соответствии с которым отправитель денег дает согласие банку на изъятие денег в пользу бенефициара путем прямого дебетования банковского счета. Что и было сделано в моем случае.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона РК от 29 июня 1998 года № 237-I «О платежах и переводах денег», права и обязанности отправителя денег и его банка при осуществлении платежа при прямом дебетовании банковского счета возникают с момента заключения соответствующего договора между отправителем денег и его банком. У банка возникает обязанность исполнения требований третьих лиц, предъявляемых к банковскому счету клиента в пределах суммы денег и(или) периода времени, предусмотренных в указанном договоре.
Таким образом, после проведения тщательной проверки, банк акцептовал и принял на себя обязательства и ответственность по исполнению моих «Заявлений на перевод денег» в срок указанный в Договорах т.е. до 20 марта 2015 года.
Однако ни 20 марта 2015 года ни в последующие 5 календарных дней акцептованные банком «Заявления на перевод денег» исполнены не были. Первая оплата по одному «Заявлению на перевод денег» была осуществлена банком только 26 марта 2015 года. Оплата по второму заявлению была произведена 27 марта 2015 года, и то только после того как сотрудники банка прикрывая свою халатность и не добросовестное исполнение должностных обязанностей и введя меня в заблуждение вынудили меня доплатить 1 000 000 (один миллион) тенге. Сославшись на якобы не правильное составление 20 марта 2015 года «Заявления на перевод денег», хотя по точно такому же заявлению днем раньше (но тоже со значительным нарушением сроков исполнения) банком была произведена оплата.
Согласно статье 362 ГК РК, действия должностных лиц либо иных работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Таким образом, банк несет полную ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей вашими ответственными работниками, которые приняли обязательство по исполнению указания в сроки указанные в «Заявлениях на перевод денег» от 20 марта 2015 года, в результате чего мне был нанесен материальный ущерб (дополнительные расходы) в размере 1 494 000 (один миллион четыреста девяносто четыре тысячи) тенге.
Кроме того, необходимо отметить, что помимо вышеуказанного материального ущерба (дополнительных расходов) причиненных мне вашим банком, в настоящее время продавец товара, в соответствии с пунктом 6.2. Договоров, предъявляет мне сумму неустойки за несвоевременную оплату в размере 40 700 (сорок тысяч семьсот) российских рублей (по первому платежу 5 дней просрочки по второму платежу 6 дней просрочки).
В соответствии со статьей 37 Закона РК от 29 июня 1998 года № 237-I «О платежах и переводах денег», в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения участниками платежей и(или) перевода денег обязательств, связанных с платежом и(или) переводом денег, они несут ответственность по основаниям, в порядке и в размерах, предусмотренных договором между участниками данных отношений и (или) законодательными актами Республики Казахстан.
Если перевод денег не завершен, то банк (в том числе банк-посредник), который не исполнил либо ненадлежащим образом исполнил указание, полученное от предыдущего отправителя, несет перед ним ответственность. При этом обязанности отправителя денег перед бенефициаром по платежу по гражданско-правовой сделке не прекращаются, даже если данный отправитель денег выполнил свои обязательства по переводу денег, если иное не предусмотрено условиями гражданско-правовой сделки между отправителем денег и бенефициаром.
Если нарушение правил совершения переводов денег связано с неправомерным пользованием участником платежа и (или) перевода денег чужими деньгами, а также с нарушением сроков акцепта или исполнения указания, такой участник обязан уплатить неустойку, предусмотренную гражданским законодательством Республики Казахстан, лицу, чьими деньгами он неправомерно пользуется.
ВОПРОС: Банк в своем ответе ссылается только на то что у банка было три рабочих дня на акцепт указания, согласно п.5 ст.16 Закона «О платежах и переводах денег» и один рабочий день на исполнение указания согласно п.2 ст.19 «О платежах и переводах денег».
Прошу вас разъяснить правильны ли мои доводы указанные в фабуле дела или две ссылки банка в своем ответе более правомерны?