John Smith (10.07.08) писал:
Т.е. спрос был как спекулятивный, так и естественный.
Вопрос в их соотношении. В 2005 году спекулятивная составляюая была 70%, в 2007 - 90%. И бунтуют сейчас те, кто купил на пике цен и просто попал. Поддаваяь на мантры абсолютов и олеговалферовых "Будет выше, будет больше" включались в игру даже на последние копейки. Здравый смысл тут не при чем.
Иррациональное потребительское поведение противоположно целерациональному. Если для первого характерна увязка целей с осознанными интересами, конструирование плана действий на основе расчета балансов возможных достижений и издержек (стоит ли это делать?), то иррациональное поведение этого лишено. В его основе лежат психологические механизмы, лишь косвенно связанные с трезвым расчетом.
Такое поведение может объясняться влиянием следующих факторов:
Подражание - Многие формы поведения, в том числе потребительского, воспроизводятся людьми без лишних размышлений.
Заражение - точно так же, как люди заражаются вирусом той или иной болезни, они могут при определенных условиях заражаться чужим настроением, заимствуя соответствующие формы поведения.
Внушение - это метод, способствующий некритическому восприятию внешней информации.
В толпе количество людей переходит в качественно иное психическое и интеллектуальное состояние. Это обусловлено рядом причин:
Толпа анонимна и в силу этого безответственна, чувство ответственности, которое всегда сдерживает индивида, здесь исчезает полностью.
В толпе резко усиливается действие механизма социально-психологического заражения.
В толпе усиливается действие механизма внушения лидерами и взаимного внушения людей.
Формирование толпы проходит ряд фаз:
Циркулярная реакция. Толпа образуется в результате происшествия, привлекшего внимание людей и возбудившего любопытство. Взволнованный событием индивид присоединяется к группе собравшихся и получает от них новую порцию возбуждающей информации. При этом он теряет часть присущего ему самообладания, разделяет господствующие в данной группе эмоции.
Реакция кружения. Внутреннее напряжение индивидов, возбужденных событием, побуждает их к разговору друг с другом. Они передают информацию, пересказывая слышанное, высказывая свои суждения, делясь наблюдениями. В процессе кружения возбуждение присутствующих нарастает, через разговоры и крики толпы формируется образ как продукт группового творчества.
Формирование действующей толпы. На этом этапе группа уже предрасположена к совместным немедленным действиям. Появление лидеров стимулирует ее действия в общем направлении.
Все это как раз и наблюдалось на рынке недвижимости. Многие потеряли контроль над собой и действавали в рамках толпы.
И теперь что мы видим и будем наблюдать дальше в этой сфере.
Паника - это индивидуалистическое и эгоцентрическое поведение, направленное на личное спасение любой ценой. В процессе паники индивиды часто действуют однотипно, например, что является результатом циркулярной реакции, внушения и заражения, подражания.
Развиваясь, паника проходит несколько фаз.
- Паника начинается с появления шокирующего стимула (август 2007).
- Он вызывает потрясение и восприятие ситуации как кризисной (только к декабрю 2007 года что-то признали).
- Возникает состояние замешательства. Острая необходимость быстрой интерпретации стимула и немедленных действий часто мешает логическому осмыслению кризисной ситуации и вызывает страх (утверждения, что весной цены оттают и пойдут вверх, тем самым желание стимулировать застывший к Новому году рынок).
- Начинается циркулярная реакция: страх одних отражается другими и в свою очередь усиливает страх первых (апрель 2007 г - заявления мы достигли ценового дна).
- Страх ведет к уменьшению уверенности в способности присутствующих коллективно противодействовать кризисной ситуации и создает ощущение обреченности (уже сейчас, чтобы мы не делали ничего не будет).
- Неверие в возможность коллективного организованного спасения вызывает желание спастись индивидуально (суды, самоубийства и пр. потом после августа - ноября).
Извините великодушно за целую лекцию.
Может кому-то будет интересно. Все процессы ведь предсказуемы и управляемы.