Отправлено 12 February 2008 - 15:48
А что вы думаете по этому поводу?
[30.01.2008]
<Ягодки мы скоро увидим>
Владелец компании <Киик> Серик Туржанов восемь лет своей жизни отдал созданному им же департаменту малого и среднего бизнеса алматинского акимата. По его словам, сегодня для предпринимателей сложилась критическая ситуация.
- Как вы оцениваете масштабы бедствия - насколько от кризиса пострадает малый и средний бизнес?
- Я думаю, процентов пятьдесят малых и средних предприятий в Казахстане погибнут в ближайшие полгода. То, что произошло в экономике в конце прошлого года, - это только цветочки. Ягодки мы увидим в течение шести месяцев этого года. Кризис только обострится.
- Но, кажется, власть предпринимает шаги, чтобы стабилизировать ситуацию?
- Вы имеете в виду $4 миллиарда? Во-первых, эти деньги в экономику нужно было заводить в августе прошлого года. Во-вторых, ставка рефинансирования Нацбанка - 11%. Плюс маржа банков. В итоге нам, малому и среднему бизнесу, эти кредиты выдают под 18%. И это при том, что это, по сути, наши же деньги - налоги, которые мы отдали в бюджет. Кому нужны такие займы? Лучше уж вовсе ничего не делать, чем подписываться под такие проценты. Вообще, это похоже на некий саботаж. Банки какую маржу закладывали, такую и держат вне зависимости от обстоятельств. Впрочем, вру. У многих в контрактах сказано, что при особых случаях банк имеет право в одностороннем порядке поднять процентную ставку по уже взятому кредиту. В такой капкан попали очень многие. И я в том числе.
При этом МСБ дает 60% занятости в республике. И не считаться с этой силой невозможно. Завтра, когда половина фирм обанкротится, сотни тысяч, а то и миллионы людей окажутся безработными. А им нужно кормить свои семьи. Они сначала выйдут на улицу с плакатами <Дайте хлеба!>, а потом, возможно, и вовсе начнут устраивать погромы.
- Вы считаете, все настолько плохо?
- Нас долгое время уверяли, что финансовый и строительный сектор будут локомотивами экономики. Мол, у нас будет нечто вроде японской системы, где есть отрасли-лидеры, и их обслуживает масса малых и средних предприятий. Сегодня оба этих локомотива завалились. Но останови локомотив, и все вагоны остановятся вслед. Власть непоследовательна. Если она объявила, что это локомотивы, она должна была удерживать их в стабильном состоянии изо всех сил. Потому что ею самой была построена система, основывающаяся на двух этих столпах.
- Но вы же не станете спорить с тем, что в той же недвижимости надувался пузырь, который рано или поздно должен был лопнуть?
- Знаете, пусть бы себе цена на недвижимость росла! Раньше сколько мы инвестиций получали из Узбекистана, из Кыргызстана и других стран. Теперь я очень сомневаюсь, что кто-нибудь из-за рубежа будет везти к нам деньги. Для сравнения: квадратный метр земли в центре Токио стоит миллион долларов. Никто не возмущается. В Израиле - страна 120 км в ширину, 500 км в длину, и там идет война: квадратный метр жилья стоит от 5 до 10 тысяч долларов. Это пузырь? Но люди живут там, они инвестируют в свою страну. Почему в ОАЭ недвижимость продают за такие бешеные деньги? Там ведь голая пустыня, сплошной песок. А у нас красивые горы и красивые люди! Да пусть бы он был - этот пузырь. Но был бы здесь. А теперь российские риэлторы говорят, что очень много элитных коттеджей покупается под Москвой казахстанскими мультимиллионерами.
- Аналитики уверяют, что все не так плохо. Они кивают на нефтяные котировки.
- Откровенно говоря, от нефти и газа я ничего для нашей страны не жду, кроме экологических проблем. Эти деньги в казахстанской финансовой системе не появляются. Мы закачиваем их на внебюджетный счет, пополняем золотовалютный резерв. Делаем все что угодно, только не инвестируем в экономику. Хотя, вроде бы, они копились на случай кризиса. Ну вот он кризис. И где деньги?
Сделайте нефтяной банк. И профинансируйте всю экономику республики за счет нефти. Пусть этот финансовый институт станет реальной альтернативой дорогим ресурсам, который есть на рынке.
- То есть существующую финансовую отрасль вы уже похоронили?
- Знаете, я сейчас даже предпочел бы, чтобы все отечественные банки скупили иностранцы. Мне по барабану, брать кредиты у казахстанского фининститута, у западного или у восточного. Если зарубежный банк даст мне кредит под 7% или даже 10%, я предпочту его. А 18% меня просто не интересуют.
- Вы считаете, что тут какая-то системная ошибка власти?
- У МСБ жизнь никогда не была легкой. Но в последнее время она стала невыносимой. Подключение новых мощностей обходится МСБ в 68 337 тенге за киловатт. Чистая арифметика: сколько надо денег, чтобы подключить 500 кВт? Около $300 тысяч. Найдутся у товаропроизводителей такие суммы? Боюсь, что нет. Мало того что нам надо кормить 56 контрольно-ревизионных органов, так теперь еще и монополисты распоясались. Цены на электроэнергию выросли, банковские ставки - 18%. Как вы думаете, все подорожает? Конечно, подорожает. Но при этом правительство выступает за то, чтобы малый и средний бизнес не повышал цены. Не пойму, как это возможно. К тому же, если вы говорите, что у нас рыночная экономика, почему вы начинаете регулировать все и вся? Может, вам лучше было раньше подумать над тем, как обеспечить инфраструктуру? Или прочитать учебник про то, как сдерживать инфляцию?
Я без конца слышу декларации про то, что власть помогает бизнесу. Но как-то странно: в результате таможенной и налоговой политики если ты ввозишь в Казахстан оборудование, запчасти и сырье, которого в республики нет, и что-нибудь из этого производишь, то конечная цена у тебя получается выше, чем если бы ты тот же товар импортировал. А в это время крупным недропользователям компенсируют из бюджета НДС при вывозе сырья. Это здоровая система? Вы посмотрите на те же Арабские Эмираты. Ввоз всех товаров в ОАЭ не облагается таможенными сборами. При вывозе - сбор 4%. И мы, казахстанцы, ездим за костюмами туда.
- Но, несмотря на все минусы, вы же продолжаете заниматься бизнесом здесь, в Казахстане.
- Сейчас я бы не стал открывать компанию. Я бы сказал: сами возитесь с этими проблемами. Я просто вынужден заниматься предпринимательской деятельностью, потому что я дал слово двумстам сотрудникам, которые мне поверили. Своим соотечественникам я сейчас не рекомендую ввязываться в это. Я советую подождать, пока власть не переменит своего отношения к бизнесменам или пока она не рухнет. При таком подходе, какой она показывает сейчас, все может случиться.
Самое обидное, что те, кто открывают свои компании, откликнулись в свое время на зов Президента. В первые годы независимости, когда ничего не было, он сказал: <У нас нет денег на содержание ваших семей. Идите, занимайтесь бизнесом, зарабатывайте себе на хлеб с маслом сами>. И мы пошли. Я, как и многие другие, взял ответственность за себя, за свою семью, за свою страну. Но мы как-то не встречаем понимания в коридорах власти. Между тем мы многого не просим. Мы говорим элите: занимайтесь, ради бога, своими делами, продолжайте выводить капиталы за границу, но дайте нам нормальные базовые условия, не мешайте нам, и мы всех накормим, дадим стабильность. Они не могут.
- Не выводить капиталы? Это разве не прекратилось в 90-х?
- У меня много знакомых в этой среде, которые соревнуются: кто больше средств выведет из Казахстана. Они спорят не о том, кто больше инвестирует, а о том, кто сколько вывел в ту же Россию, Европу, Эмираты. Почему они это делают? Значит, у них нет гарантии того, что здесь эти деньги будут преумножаться. Они не верят сами себе, что могут построить тут нормальное государство. Но, как мне кажется, если у них не будет своей страны, эти деньги законными считаться там не будут. Их просто заберут. Если у тебя нет родины, тебя признают вне закона.
- Поможет ли, по-вашему, смена правительства?
- Сомневаюсь. Нужно в целом менять парадигму. Когда все было более или менее, в этих креслах хотели видеть абсолютно никаких управленцев. Всех, кто что-либо понимал, высказывал какие-то мысли, убрали. Вот и получили никаких. Теперь они молча <исполняют поручения>. Вы посмотрите, что сейчас творится в том же Кабмине. Нам говорят о дефолтах, о кризисах. А на самом деле это просто неумение управлять процессом и нежелание брать на себя ответственность. Завалят одно дело, потом говорят: <Дайте нам еще поручение!> Чтобы они его еще раз завалили? Если бы в чиновники шли люди из предпринимательской среды, я уверен, такого бы не происходило.
- Вас тоже убрали, если не ошибаюсь. В вас, случаем, не говорит обида?
- Нет. Я шел во власть из бизнеса. Когда чиновничество начинает мешать, надо что-то делать. Отстреливать бюрократов нельзя. Во-первых, посадят. Во-вторых, зачем грех на душу брать. Да и, вообще, опыт показывает, что ни к чему хорошему это не приводит. Это делали в России. Ребята нанимали киллеров, чтобы те разбирались с чиновниками, которые приходили к ним, как рэкетиры, с предложением <дружбы>. В итоге это привело к жесткому противостоянию между бизнесом и властью. Ничего хорошего ни для той, ни для другой стороны. Какой вывод? Можно работать только демократическим способом. То есть самому менять ситуацию изнутри.
- Но у вас не получилось?
- Отчего же. Когда на заре независимости в Алматы был рэкет, я решил, что с этим необходимо что-то делать. Несколько бизнесменов написали тогда письмо Президенту и спросили его: <Кому платить - бандитам или в бюджет?> За четыре месяца, если вы помните, страна была очищена от криминала. Потом началась вакханалия силовых структур, которые фактически заменили собой рэкетиров. Тогда-то я и решил пойти в чиновники. Я отдал этому восемь лет своей жизни, и мне есть чем гордиться. Тот малый и средний бизнес, который существует сегодня в Алматы, во многом появился благодаря моим действиям. Алматы - столица МСБ всей республики. Та система, которая строилась здесь, затем копировалось в регионах. Я принимал роды больше ста отраслевых бизнес-ассоциаций. Многие из них живы и работают. В том числе ассоциация полиграфистов. Это остановило многие горячие головы от того, чтобы устроить передел на том или ином рынке.
И мне лестно, что я занимался именно МСБ. Потому что, на мой взгляд, предприниматели - это лучшие люди. Это те, кто хотят проявиться. Причем при внимательном рассмотрении структура чиновничества несколько мононациональна, а структура МСБ многонациональна. Когда говорят, что Казахстан - это большая лаборатория по взаимоотношениям и совместному проживанию многих этносов и конфессий, то же я могу сказать о малом и среднем бизнесе. У меня в компании работают люди где-то пятнадцати национальностей. Какой у них цвет глаз, к какой религии принадлежат - меня мало интересует. Мне важно другое - профессионалы они или нет. Да? Тогда - работайте. И это еще одно доказательство того, что развитие малого и среднего бизнеса - это укрепление стабильности.
Игорь Переверзев