Galileo (25.01.09) писал:
Вывод: Выход из ситуации вижу:
1) Проведение прозрачной и последовательной экономической политики государства. Повышение ДОВЕРИЯ к экономической власти страны, в т.ч. путем взятия на себя личной ответственности за проводимую политику главами Правительства, НБРК и АФН.
2) Погашение внешних долгов страны до приемлемого уровня (до 50% к ВВП).
3) Стабилизация банковской системы страны путем капитализации БВУ с обязательным привлечением личных денег владельцев банков. Списать все убытки за счет собственного капитала банков и частично за счет денег государства (Фонд стрессовых активов и пр.).
3) Диверсификация экономики страны через механизм государственных расходов: прямые и массированные инвестиции в инфраструктуру, сельское хозяйство и программу импортозамещения из имеющихся денег (Национальный фонд + средства частных инвесторов).
Давно предлагал поступить вот так:
Конечно трудно сейчас сказать, сколько мы будем двигаться по траектории плавного снижения, но лично мое мнение, это не выход в средне и долгосрочной перспективах. Я бы на месте НБ и Правительства вскрыл бы конверты не дожидаясь часа Ч. Думаю, что там прямо противоположный сценарий – инфляционный (и лучше его запустить сейчас планово, чем завтра-послезавтра вынуждено и с непредсказуемыми выходными параметрами). И начинаться он должен следующей подготовкой: введением мер валютного контроля и закрытием экономических границ мерами тарифного или не тарифного регулирования (предотвратить отток валюты через канал импорта и прямой вывоз капитала под предлогом инвестиций и т.п.), т.е.:
Правило 1: расходы должны быть выражены в той же валюте, что и доходы, за особым исключением ряда моментов. Это означает, что резиденты РК ведущие свою хозяйственную деятельность на территории РК и получающие выручку и доход в казахстанских тенге впредь должны производить свои расходы только в тенге и не могут быть участниками ВЭД (за исключением особых случаев, правил, оговорок).
Правило 2: резиденты РК, ведущие свою хозяйственную деятельность на территории РК и/или за ее пределами, поставляющие свою продукцию (работы, услуги) нерезидентам РК и получающие за это выручку в иностранной валюте могут быть участниками ВЭД и производить расходы в иностранной валюте, номинированные только в той валюте, в которой эти доходы получены и только в объеме, не превышающем объема чистой прибыли хозяйствующего субъекта, данного участника ВЭД. (за исключением особых случаев, правил, оговорок).
Правило 3: Объем импорта (товаров, работ, услуг) в РК не может превышать объема экспорта (товаров, работ, услуг) выраженных в единой валюте импортно-экспортных операций за отдельно взятый период времени по текущему счету платежного баланса РК.
Правило 4: Резиденты РК могут получить займы и инвестиции, номинированные в иностранной валюте только если они являются участниками ВЭД, только в объеме не превышающего 50% объема будущей экспортной выручки по целевому назначению займа и только на срок целевого займа/инвестиционной операции (для инвестиционной операции предусмотрены ряд дополнительных правил и оговорок).
Далее НБ и/или Правительство начинают прямое кредитование экономики в национальной валюте, наращивание гос. расходов.
В этом случае усилия направляются на стимулирование развития внутренней экономики, недопущения дальнейшего импортирования кризисных явлений в РК, снижения вероятности суверенного дефолта до минимальных значений. Но не без потерь: здесь снова возвращаемся к вопросу о пенсионной системе и инвестиционному климату.
Для фильтрации импорта должна быть разработана определенная система контроля, т.к. РК не может обеспечить себя на 100% по определенным позициям товаров.
Цель: следить за поведением валового внешнего долга (ни под какими предлогами не допуская ухудшения ситуации) и наполнением ЗВР и Национального фонда. Для выравнивания совокупных объемов резервов и валового внешнего долга.
Начинаем проводить (очень аккуратно) монетарную, фискальную, налоговую, бюджетную иные меры направленные на стимулирование внутренней деловой активности. Вливаем деньги через бюджетные расходы и инвестиционные/кредитные программы, стимулирование «тенгового» потребления.
Целевой уровень инфляции, 50%-100% в год в первые 1-2 года, в дальнейшим сокращение в последующие годы на 15%-30%. Снижение уровня жизни населения в первые 1-2 года неизбежно. Отток трудоспособного населения из мегаполисов на территории куда будут направляться государственное финансирование на программы импортозамещения в производство ТНП, с/х, инфраструктура для них.
зы: считаю, что вариантов у нас только два - плохой и очень плохой, ждем первых шагов ГАМа ...