Опубликовано в деловом еженедельнике «Бизнес & Власть»
Накануне официального объявления о девальвации тенге на KASE было продано почти $1,5 млрд. Мажилисмен Мухтар Тиникеев не исключает, что верхи допустили утечку информации.
Депутат Тиникеев предложил провести расследование в связи с возможной утечкой информации из Нацбанка о планировавшейся девальвации тенге. «Вы сказали, что была утечка информации, и что в первый день был выкуплен $1 млрд. Необходимо, наверное, провести следствие, ведь это касается экономической безопасности страны. Значит, в вашей команде и в ваших кругах есть люди, которые были приближены (знали секретную информацию о предстоящей девальвации и воспользовались ею в своих интересах. – Интерфакс-Казахстан)», – заявил парламентарий, обращаясь к главе Нацбанка Григорию Марченко на заседании фракции «Нур Отан» 6 февраля.
Г-н Марченко отверг утверждение о том, что он якобы говорил об утечке информации. «Мы все сделали (приняли решение и провели девальвацию. – Интерфакс-Казахстан) меньше, чем за 24 часа, – возразил он депутату. – Из наших кругов утечки не было. Если такая информация будет, давайте ее проверять. Я в первую очередь заинтересован в том, чтобы в Нацбанке все было ответственно и прозрачно». При этом глава Нацбанка подчеркнул, что «именно для того, чтобы избежать утечки, все было сделано быстро и скрытно».
«Произойди у нас утечка, она прежде всего ушла бы в банки, потому что банки – это та среда, с которой мы взаимодействуем, – уточнил вчера г-н Марченко в интервью телепрограмме «Деловые новости». – Однако, когда мы начали двигать новый курс на бирже 4 февраля в 10 часов 15 минут утра, стало очевидно, что для всех банков – участников торгов – это полная неожиданность. Если бы они знали, они бы подготовились».
Напомним, что официально о новом курсе нацвалюты – 150 тенге/$ – Нацбанк объявил 4 февраля. Между тем, по данным KASE, за два дня до этой даты объем валютных сделок на бирже резко вырос. 2 февраля (это был понедельник) на KASE было продано $580 млн. А 3 февраля, накануне девальвации, объемы валютных торгов подскочили до $1,4 млрд. 4 февраля торги упали до $475 млн. Для сравнения: 29 января, когда одномоментной девальвацией и не пахло, объем торгов американской валютой на бирже составил всего $211 млн., а 30 января (это была пятница) торги упали до $182 млн. «В принципе, говорить о том, что утечки информации не было, эти цифры не позволяют. Казахстанская биржа не подвержена резким скачкам – без давления значительных внешних новостей», – сказал «&» профучастник рынка, пожелавший остаться неназванным.
Кстати, большие объемы скупки доллара наблюдались и после заявления министра экономики и бюджетного планирования Бахыта Султанова о 10-процентной девальвации тенге, которое он сделал 19 января. Тогда банки в ожидании обесценения тенге скупили на KASE $1 млрд.
Директор департамента торговых операций «Тройки Диалог Казахстан» Михаил Мейржанов в беседе с «&» не исключил возможности инсайда, однако наряду с этим привел и другие факторы, которые могли повлиять на рост объема валютных торгов накануне девальвации. «Возможно, в эти дни на бирже закупался крупный игрок или управляющая компания по поручению своего клиента. Не исключаю и попытки спекулятивной игры. Курс доллара в результате сделок мог вырасти, и, чтобы удержать его в определенном коридоре, Нацбанк мог провести интервенцию, выложив на рынок серьезные объемы американской валюты», – размышляет г-н Мейржанов.
Представитель сети обменных пунктов, пожелавший остаться неназванным, сообщил «&», что в канун девальвации его сеть распродала весь имеющийся объем долларов. «Все думают, что обменники неплохо заработали на этой девальвации. На самом деле мы – главные пострадавшие. Посудите сами: во вторник мы распродали доллары по курсу 126 тенге, а следующим утром они стоили уже 150 тенге», – посетовал собеседник.
Комментируя «Деловым новостям» факт увеличения спроса на доллар в канун девальвации, глава Нацбанка связал это с общими ожиданиями рынка. «Как говорили классики, когда идея овладевает массами, она становится материальной силой. И если большинство экономических агентов в стране были уверены, что девальвация неизбежна, она и стала неизбежной», – резюмировал г-н Марченко.
Никакого инсайда не было, убежден глава Ассоциации управляющих активами Талгат Камаров. «Главным признаком того, что денежно-кредитная политика страны изменится, стало назначение Григория Марченко на пост руководителя Нацбанка. Другим фактором стало заявление министра Султанова о возможности 10-процентной девальвации. Кроме того, в последнее время аналитики и эксперты призывали власть скорее девальвировать тенге, поскольку его курс был аномально высок. Поэтому, скорее всего, население и компании планомерно увеличивали долю своих накоплений в долларах, чувствуя неизбежность девальвации», – поделился он своим мнением с «&».
Отметать вероятность утечки информации не стоит, возражает директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. «О том, что рано или поздно девальвация состоится, знали многие. Вопрос здесь в другом: очень важно было обладать информацией о том, в какой конкретно день новый обменный курс будет объявлен официально и до какого конкретно уровня подскочит доллар. На мой взгляд, были игроки, которые этой информацией владели и в соответствии с ней выстроили тактику и стратегию игры на валютном рынке. Корни надо искать среди тех структур, которые заработали на девальвации», – сказал он «&».
Г-н Сатпаев согласен с предложением депутата Тиникеева провести специальное расследование, но полагает, что такое расследование не состоится. «Никто не позволит развивать депутатский запрос в виде какого-то конкретного обвинения или претензии, поскольку утечка исходит от людей, которые входят в круги, где принималось решение о девальвации», – говорит он. Собеседник подчеркивает, что использование инсайдерской информации в незаконных целях характерно для многих стран мира. «На этой почве даже в США произошло много конфликтов и скандалов. Казахстан в этом вопросе не исключение. У нас тот, кто ближе к власти и к источнику принятия решений, всегда играет на опережение», – заключил политолог.
Если гипотетически представить себе такую ситуацию, что факт инсайда все же будет доказан, виновников может ждать административная ответственность, говорит г-н Камаров. По его словам, на рынке ценных бумаг существует такое понятие, как манипулирование ценами. «В принципе, это нарушение можно применить и к валютному рынку, если ценой считать курс тенге. Так что знание инсайдерской информации может послужить основанием для признания недействительными сделок с ее использованием», – пояснил финансист.
Айгуль Кисыкбасова
Сообщение отредактировал eug: 12 February 2009 - 10:57