/АФН, 12.08.09/ На сайте Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций размещен пресс-релиз № 167 «Об итогах деятельности за 1 полугодие 2009 года».
Начало цитаты
Об итогах деятельности за 1 полугодие 2009 года
I.Оценка финансовой устойчивости банковского сектора на основе агрегированного индекса финансовой устойчивости Последствия мировой финансово-экономической нестабильности продолжают оказывать свое негативное воздействие на развитие финансового сектора Республики Казахстан, в особенности его крупнейшего сегмента – банковского сектора.
Совокупные активы банковской системы с начала текущего года увеличились на 2,2%, составив на 01.07.2009г. 12 149,6 млрд. тенге. При этом активы банков, номинированные в иностранной валюте, за аналогичный период увеличились на 1,9%, составив на 01.07.2009г. 52,9% от совокупных активов.
Кредитный портфель банков второго уровня с начала текущего года увеличился на 10,6%, составив на 01.07.2009г. 10 220,9 млрд. тенге. При этом кредиты банков, выданные в иностранной валюте, за рассматриваемый период увеличились на 28,8%, составив на 01.07.2009г. 60,8% от совокупного кредитного портфеля против 52,2% на 01.01.2009г.
Снижение качества кредитного портфеля банков является одной из ключевых проблем в настоящее время. В структуре кредитного портфеля банков с начала текущего года доля стандартных кредитов снизилась с 43,3% до 31,7% по состоянию на 01.07.2009г., тогда как доля безнадежных кредитов увеличилась с 4,4% до 22,8%.
Вместе с тем неработающие кредиты1 за отчетный период увеличились в 4,2 раза до 3 149,3 млрд. тенге на 01.07.2009г., а их доля от кредитного портфеля составила 30,8% против 8,1% на 01.01.2009г.
Уровень резервирования в банковском секторе продолжает повышаться по мере снижения качества кредитов. Сумма фактически сформированных провизий по кредитному портфелю с начала текущего года увеличилась в 3,1 раза, составив на 01.07.2009г. 3 128,1 млрд. тенге или 30,6% от ссудного портфеля банков второго уровня против 11,1% на 01.01.2009г. Коэффициент покрытия неработающих кредитов сформированными провизиями составил 99,3%.
Ввиду понижения способности поддерживать деятельность в нормальном режиме из-за отсутствия необходимого уровня капитала АО «АльянсБанк» и АО «БТАБанк» во втором квартале текущего года объявили о приостановлении выплат по внешним обязательствам и проведении их реструктуризации, по результатам которой ожидается существенное изменение структуры активов и обязательств этих банков. С учетом этого, при исключении 2-х банков доля неработающих кредитов по ссудному портфелю 35 банков второго уровня составила 14,4%, а уровень провизий – 15,7%. Коэффициент покрытия неработающих кредитов суммой сформированных провизий составил 108,9%.
Совокупность мер Агентства и экономическая ситуация в целом привели к сокращению внешних обязательств банков. Об этом свидетельствует тот факт, что доля внешних обязательств банков в их совокупных обязательствах уменьшилась за полугодие с 45% до 39%. 1 Займы 5 категории сомнительных и безнадежных (с учетом провизий по портфелю однородных кредитов)
Агентством на регулярной основе проводится мониторинг финансовой устойчивости банковской системы на основе агрегированного индекса финансовой устойчивости (АИФУ) банковского сектора. Данный индекс был разработан Агентством в соответствии с международной практикой применения подходов к оценке устойчивости банков на основе комплекса индикаторов, отражающих риски, специфичные для казахстанской банковской системы.
В целом, на начало текущего года значение индекса составляло 2,60, что характеризовало положение банковской системы как удовлетворительное с чрезмерно высоким уровнем рисков. Однако, усиление внутренних рисков ввиду продолжающегося ослабления общеэкономических условий, девальвация национальной валюты, а также объявление 2 банками во втором квартале текущего года приостановления очередных выплат по внешним обязательствам и дальнейшей реструктуризации внешних обязательств существенно снизили оценку финансовой устойчивости банков.
Так, показатель АИФУ за первое полугодие 2009 года увеличился с 2,60 до 3,40 на 01.07.2009г. и позволяет оценить положение банковской системы согласно классификации как нестабильное. Согласно результатам анализа устойчивости банковского сектора, наибольшую чувствительность к значению АИФУ проявляют и находятся на предельном уровне индексы капитализации (4,00), качества ссудного портфеля (4,00), эффективности деятельности (4,00), что связано с прогрессирующим снижением качества кредитного портфеля банков и повышением уровня резервирования, что, следовательно, оказывает свое влияние на уровень рентабельности банковского бизнеса наряду с замедлением активных операций в текущих условиях.
В то же время, значение данного индекса без учета АО «БТА Банк» и АО «Альянс Банк», которые находятся в настоящее время в процессе реструктуризации внешних обязательств, с начала текущего года увеличилось с 2,52 до 2,65, что позволяет оценивать положение банковской системы по состоянию на 01.07.2009г. как удовлетворительное (с чрезмерно высоким уровнем рисков).

Принимая во внимание, что оптимальным уровнем финансовой устойчивости является значение индекса в диапазоне от 2 до 2,5, следует отметить, что без учета АО «БТА Банк» и АО «Альянс Банк» финансовая устойчивость банковской системы находится на уровне, близком к оптимальному значению, что обеспечивается адекватным значением индекса капитализации, равного 1,00 и индекса ликвидности - 2,00. На уровне, близком к оптимальному, без учета двух вышеназванных банков также находятся значения индекса рыночного риска – 2,20, тогда как другие индексы находятся на удовлетворительном уровне: индекс качества ссудного портфеля – 3,29, индекса кредитного риска – 3,40.
*Без учета данных АО «БТА Банк» и АО «Альянс Банк»
В целом, в качестве положительных сторон казахстанской банковской системы можно отметить достаточность капитала, высокий уровень ликвидности и умеренные рыночные риски. В то время как слабыми сторонами являются высокий уровень кредитного риска и снижающееся качество кредитного портфеля. Карта рисков банковской системы и оптимальный уровень рисков
В целом относительно стабильные результаты вышеуказанных оценок финансовой устойчивости банковской системы без учета двух банков, находящихся в процессе реструктуризации, свидетельствуют об эффективности регуляторных мер по ужесточению требований к собственному капиталу и формированию провизий, принятых Агентством как в докризисный период, так и в текущих условиях. В частности, ожидая значительные проявления кредитного риска банковской системы Агентством неоднократно принимались меры по повышению требований к капитализации, к оценке кредитного и других рисков, которые способствовали в текущих условиях сохранению способности банков к поглощению убытков и формированию требуемого уровня провизий за счет собственного капитала. Более того, при ухудшении качества кредитного портфеля банков и формировании провизий индекс капитализации сохраняется на прежнем уровне, что обеспечивает банкам надежный «запас» прочности в текущих условиях. По состоянию на 01.07.2009г. коэффициент достаточности собственного капитала k2 без учета 2 банков составил 15,4, а значение субиндекса капитализации в структуре АИФУ составил 1,00 или оценивается как стабильный.
Наряду с анализом агрегированного индекса финансовой устойчивости банковской системы Агентством регулярно проводится мониторинг текущей деятельности банков, в том числе прогнозный анализ чувствительности к чрезвычайным рискам, которые могут подвергнуть банки стрессовым ситуациям. С учетом результатов мониторинга и стресс-тестирования банков Агентством в рамках пруденциального надзора принимаются адекватные меры, корректирующие уровень подверженности банковского сектора рискам в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
II. Меры, направленные на повышение финансовой устойчивости финансовых организаций и защиту прав потребителей финансовых услуг
Усиление внутренних рисков требует выработки адекватных мер по их ограничению при текущих условиях. В рамках пруденциального регулирования в 1 полугодии текущего года Агентство был разработан и принят комплекс мер, направленный на повышение устойчивости финансовых организаций, в том числе посредством повышения требований к капитализации, улучшения методов оценки рисков, совершенствования систем управления рисками и внутреннего контроля. При этом практически все предпринятые меры регулятора учитывают контрцикличный подход.
Банковский и небанковский сектор
Наблюдаемые тенденции на банковском рынке являются результатом влияния на его состояние рисков мировой экономики, макрокрисков в экономике Казахстана и, в значительной степени, недостатков в риск-менеджменте и корпоративном управлении отдельных банков. Такие недостатки невозможно оценить количественно и ограничить только на уровне пруденциальных нормативов, в институтах публичного интереса в отдельных случаях они ведут к прямому мошенничеству.
Тем не менее, Агентство активно проводило работу для выявления потенциальных рисков в банках второго уровня и обеспечения наличия в банках капитала и резервов, достаточных для их покрытия.
За отчетный период Агентством приняты меры по улучшению капитальной базы банков. Мировой кризис ликвидности показал, что значительные риски связаны с внешним оптовым финансированием, в том числе привлеченным в форме капитальных инструментов. С учетом этого, внесены изменения в расчет собственного капитала банков путем исключения с 1 июля 2011 года из расчета собственного капитала бессрочных (гибридных) финансовых инструментов.
Кроме того, улучшена оценка достаточности собственного капитала банков посредством введения нового коэффициента k1-2, определяемого как отношение основного капитала банка (капитала первого уровня) к активам, взвешенным по степени риска. В условиях, когда доходы банков достаточны только для покрытия формируемых ими провизий и не способны обеспечить необходимый рост капитализации введение данного коэффициента фактически связывает акционерный капитал и риски банков. Другими словами, в кризисной ситуации не доходы, а уставный капитал банков способен адекватно покрывать рост банковских рисков. В настоящее время, данный коэффициент по банкам должен составлять не менее 0,06, а с 1 июля 2011 года не менее 0,09.
Агентством была продолжена работа по унификации пруденциального регулирования и исключения возможного регуляторного арбитража. Так, по аналогии с банковским регулированием для организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, унифицирован расчет собственного капитала и коэффициентов достаточности собственного капитала.
Также унифицирован порядок определения достаточности капитала в отношении сделок секьюритизации.
Для небанковских организаций введены коэффициенты капитализации к обязательствам перед нерезидентами Республики Казахстан, которые направлены на ограничение привлечения внешних заимствований.
Усовершенствованы процедуры классификации банковских активов.
Оптимизированы подходы к оценке фактических и ожидаемых рисков по инвестиционным займам, акцент сделан в сторону анализа инвестиционных рисков реализуемого проекта, в том числе соблюдения сроков и бюджета проекта, способности проекта генерировать положительную ставку внутренней доходности после его завершения. В связи с этим, риски инвестиционного проекта и соответственно формирование провизий могут быть обусловлены отклонением фактических показателей по инвестиционному проекту от прогнозных (расчетных) данных.
Были изменены подходы к оценке кросс-рисков банков по активам. В настоящее время в рамках управления валютными рисками банки активно включают валютные опционы в выдаваемые ими кредиты, в результате кредитные и валютные риски банков концентрируются. Такая практика используется и в случае выдачи кредитов в тенге, но индексированных к уровню обменного курса, где заемщики не способны хеджировать принимаемые ими валютные риски и в результате, увеличение валютных рисков приводит к значительному росту кредитных рисков. В связи с чем, Агентством ужесточены требования по формированию провизий по кредитам, предоставленным в иностранной валюте заемщикам, не имеющим соответствующей валютной выручки и (или) валютные риски которых не покрыты соответствующими инструментами хеджирования со стороны заемщика.
Кроме того, Агентством проводится ограничение операций банков по кредитованию лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах. В качестве нормы был повышен минимальный лимит создаваемых провизий по таким займам. Так, с 1 января 2010 года классификационная категория кредита представленная заемщику (должнику, созаемщику), являющемуся лицом, зарегистрированным в оффшорной зоне, либо зависимым или дочерним по отношению к лицу, зарегистрированному в оффшорной зоне, изначально будет определяться как «безнадежная». Следовательно, по данному виду кредита будут создаваться провизии на уровне 100%.
В рамках совершенствования риск-менеджмента в банках второго уровня Агентством усилены требования к управлению риском потери ликвидности, что в целом предусматривает обязательное функционирование в банках систем управления рисками на индивидуальной и на консолидированной основе, обеспечивающих наличие помимо высоколиквидных активов резерва ликвидных активов адекватных масштабам деятельности банка, которые могут быть реализованы или представлены в качестве залога для привлечения средств при наступлении стрессовых ситуаций.
Для определения потребности банка в высоколиквидных активах в период кризисной ситуации и выявления возможных источников проблем, которые могут оказать воздействие на финансовое положение банка, установлены требования к проведению банками регулярного стресс-тестирования. Сценарии стрессовых ситуаций принимают во внимание внешние и внутренние риск-факторы, первые из которых представлены кризисом ликвидности на внешних рынках капитала, а вторые – пессимистичными ожиданиями депозиторов о возможном обесценении сбережений в силу их значительной подверженности валютным рискам.
Вместе с тем, в целях обеспечения наличия в банках конкретных мер решения проблемы недостаточности ликвидности в чрезвычайных ситуациях, требованиями Агентства предусматривается утверждение в банках Плана финансирования в случае непредвиденных обстоятельств, содержащего, в том числе процедуры и необходимые мероприятия для реагирования на случай значительного снижения способности банка своевременно и по разумной цене профинансировать часть или все свои обязательства, перечень имеющихся в распоряжении банка потенциальных источников финансирования в чрезвычайных обстоятельствах, описание мер по фондированию в случае непредвиденных обстоятельств.
В целях совершенствования порядка применения мер раннего реагирования в отношении финансовых организаций пересмотрены факторы и методика определения факторов, влияющих на ухудшение финансового состояния финансовых организаций. В частности, по банкам второго уровня усилена чувствительность триггеров по таким показателям как достаточность собственного капитала, ликвидность, доля неработающих займов. Помимо этого, были существенно доработаны требования к процедуре совместного рассмотрения финансовой организацией и уполномоченным органом Плана мероприятий по устранению выявленных недостатков. План должен отражать оценку совокупного влияния выявленных факторов на финансовые и регуляторные показатели деятельности банков, а также перечень, согласованных с уполномоченным органом, мер по их устранению.
Агентством расширены полномочия по разрешению кризисной ситуации в проблемном банке и защите интересов депозиторов банков. На законодательном уровне урегулирован вопрос по проведению Агентством принудительной операции покупки активов и принятия обязательств в проблемных банках. В рамках Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства Республики Казахстан о платежах и переводах денег, бухгалтерском учете и финансовой отчетности финансовых организаций, банковской деятельности и деятельности Национального банка», подписанного Главой государства 14.07.2009 года, создана соответствующая законодательная база. Разработаны нормативные правовые акты в реализацию данного Закона.
Проведение такой операции является альтернативой процедуре ликвидации и обеспечивает сохранение доверия вкладчиков к банкам.
В отношении разрешения ситуации в системообразующих банках предусмотрена возможность создания и функционирования стабилизационного банка как одного из механизмов эффективной защиты интересов депозиторов и недопущения появления системного риска. Стабилизационный банк учреждается Агентством на ограниченный срок, который принимает на себя менее рисковые активы и обязательства, до их дальнейшей покупки стратегическим инвестором.
Агентством приняты меры по стимулированию конкуренции на рынке банковских услуг посредством консолидации банков и повышения числа средних банков. Так, были увеличены требования к минимальному размеру уставного и собственного капитала банков второго уровня до уровня 5 млрд. тенге.
При этом, более либеральные требования по минимальному размеру уставного и собственного капитала предусмотрены в отношении региональных банков (2 млрд. тенге), то есть банков, зарегистрированных вне городов Астана и Алматы. Вместе с тем, пониженные требования по капиталу для региональных банков обусловлены тем, что такие банки будут обеспечивать финансовыми услугами хозяйствующих субъектов в регионах Казахстана, доля которых в депозитах и кредитах банков должна составлять не менее 50%.
В целях реализации Закона Республики Казахстан от 12 февраля 2009 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования» были разработаны и 27 марта 2009 года утвержден ряд нормативно-правовых актов. В частности, нормативными правовыми актами устанавливаются требования к функционированию исламских специальных финансовых компаний, порядок государственной регистрации выпуска исламских ценных бумаг (исламских арендных сертификатов и исламских сертификатов участия), рассмотрения и утверждения отчетов об итогах размещения и погашения исламских ценных бумаг, присвоения национального идентификационного номера исламским ценным бумагам, а также условия выпуска, размещения, обращения и погашения исламских ценных бумаг и требований к проспекту выпуска исламских ценных бумаг, а также, порядок выдачи разрешения на добровольную реорганизацию или ликвидацию исламской специальной финансовой компании.
В отчетном периоде также Агентством были оптимизированы процедуры консолидированного надзора, в части трансграничного консолидированного надзора. В рамках заключаемых с надзорными органами зарубежных стран соглашений по надзору за трансграничными операциями регулируемых финансовых организаций предусматривается обмен информацией, в том числе в вопросах консолидированного надзора.
Страховой сектор
За период с начала текущего года совокупные активы страховых организаций увеличились на 13%, обязательства на 32%, собственный капитал на 2%.
В первом полугодии 2009 года объем собранных страховых премий составил 56 млрд. тенге, что на 27% меньше чем за соответствующий период прошлого года. Спад страхового рынка, прежде всего, объясняется снижением объемов корпоративного и банковского страхования.
Негативные изменения объемов страховых премий наблюдаются по всем основным классам добровольного имущественного страхования, что в значительной степени связано со снижением объемов банковского кредитования и активности корпоративного сектора. Рост страховых премий отмечен по обязательным классам страхования и аннуитетному страхованию.
Общий объем страховых выплат за шесть месяцев 2009 года составил 13,5 млрд. тенге, снизившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 57%. При этом на общую динамику страховых выплат в 2008 году повлияли выплаты по крупным договорам страхования финансовых убытков (без учета этого класса страхования страховые выплаты увеличились бы на 26%).
За рассматриваемый период несколько изменилась структура активов страховщиков, что связано с изменением их инвестиционной политики в период кризиса. Страховые организации переклассифицировали инвестиционный портфель в пользу ценных бумаг, удерживаемых до погашения. Уменьшение доли депозитов в банках второго уровня объясняется снижением международных рейтингов банков до уровня ниже минимального для целей пруденциального регулирования (минимальный рейтинг «ВВ-» по S&P). В связи с чем, Агентством приняты меры по снижению рейтинговых требований по вкладам в банках второго уровня.
В целях совершенствования регулирования деятельности страховых организаций и страховых брокеров повышены рейтинговые требования к перестраховочным организациям, установлены дополнительные требования к расчету доли перестраховщика в страховых резервах, установлены ограничения на размещение активов в паи инвестиционных фондов. Также предусмотрен ежедневный расчет пруденциальных нормативов и еженедельное предоставление отчетности с 2011 года, установлены требования к ковер-ноте при передаче рисков в перестрахование, предусмотрены новые формы отчетности по страховым премиям, полученным от аффилиированных лиц, по банковскому страхованию, активам и обязательствам в иностранной валюте, и определение базовой страховой премии по договору перестрахования.
Агентством ведется работа над проектом Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного и взаимного страхования», основной целью разработки которого является уточнение и совершенствование отдельных положений законодательных актов, регулирующих обязательные виды страхования, в целях повышения эффективности системы обязательного страхования, заключающейся в четкой организации и функционировании системы обязательного страхования. Кроме того, законопроект направлен на обеспечение дальнейшего стимулирования развития обществ взаимного страхования, как одного из элементов современного страхового рынка республики.
Также в отчетном периоде осуществлялась работа по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам страхования», направленного на совершенствование страхового законодательства, в частности развития накопительного страхования жизни, развитие инфраструктуры страхового рынка, установление правовых основ деятельности страхового посредничества с учетом отечественной практики и международного опыта, в том числе директив Европейского союза и стандартов и принципов IAIS.
Сектор пенсионных услуг и профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг.
По состоянию на 01.07.2009 года функционируют 14 накопительных пенсионных фондов, которыми аккумулированы пенсионные накопления на общую сумму 1 645,10 млрд.тенге. По сравнению с началом года размер пенсионных накоплений вкладчиков (получателей) увеличился на 224,6 млрд. тенге или на 15,8%.
Несмотря на то, что в течение прошлого года наблюдалось резкое сокращение инвестиционного дохода по пенсионным активам, в настоящее время основные показатели, характеризующие деятельность накопительных пенсионных фондов, такие как размер пенсионных накоплений и «чистого» инвестиционного дохода, стабилизировались.
Изменение структуры инвестиционного портфеля накопительных пенсионных фондов характеризовалось увеличением доли государственных ценных бумаг (по состоянию на 01.07.2009 года доля негосударственных ценных бумаг эмитентов РК составляет 40,04%, доля государственных ценных бумаг - 31,52% от общего объема инвестированных пенсионных активов и относительно аналогичного показателя по состоянию на 01.04.2009 года увеличилась на 14,93% или 65,2 млрд. тенге).
Ведение накопительными пенсионными фондами консервативной инвестиционной политики и выбор стратегии инвестирования пенсионных активов, ориентированной на увеличение доли финансовых инструментов, наименее подверженных колебаниям международных фондовых рынков, помогает накопительным пенсионным фондам минимизировать воздействие инвестиционных рисков и компенсировать понесенные в конце прошлого года потери. Так, сумма «чистого» инвестиционного дохода (за минусом комиссионных вознаграждений) от инвестирования пенсионных активов, зачисленная на счета вкладчиков (получателей) на 01.07.2009 года составила 410,8 млрд. тенге, увеличившись с начала текущего года на 103,8 млрд. тенге или 33,8%, что существенно превышает темп роста за аналогичный период прошлого года. При этом доля «чистого» инвестиционного дохода от суммы пенсионных накоплений практически достигла уровня начала 2008 года и составила по состоянию на 01.07.2009 года 25,0% против 21,6% на начало текущего года.
В отчетном периоде с целью совершенствования деятельности накопительных пенсионных фондов (далее - НПФ) и организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами (далее - ООИУПА), повышения сохранности пенсионных активов, снижения рисков, связанных с инвестированием пенсионных и собственных активов, Агентством принят комплекс мер, в том числе предусматривающий установление минимального размера инвестиций за счет пенсионных активов в государственные ценные бумаги Республики Казахстан (с 01.04.09г. – не менее 20%, с 01.10.09г. – не менее 30%).
Установлен запрет для ООИУПА либо НПФ, самостоятельно осуществляющего инвестиционное управление пенсионными активами, совершать сделки за счет пенсионных и собственных активов по приобретению и/или отчуждению финансовых инструментов с аффилиированными лицами, доверительными управляющими акциями, принадлежащими крупным акционерам ООИУПА (НПФ), и аффилиированными лицами доверительных управляющих акциями, принадлежащими крупным акционерам ООИУПА (НПФ), что обусловлено исключением возможности использования пенсионных активов в интересах третьих лиц и фактов манипулирования ценами на ценные бумаги, являющиеся предметом указанных сделок.
В целях обеспечения сохранности пенсионных активов были оптимизированы расчеты по кредитному и рыночному рискам по финансовым инструментам, находящимся в инвестиционном портфеле накопительных пенсионных фондов, предусмотрено требование по формированию фондами и управляющими компаниями резервов (провизий) на покрытие возможных потерь от обесценения ценных бумаг, входящих в инвестиционный портфель, и ежемесячному проведению тестов на их обесценение.
С целью обеспечения финансовой устойчивости профессиональных участников рынка ценных бумаг были увеличены требования к минимальному размеру уставного капитала, в рамках пруденциального регулирования усилены требования в части расчета минимального размера собственного капитала указанных организаций, используемого при расчете критерия достаточности собственного капитала.
В рамках усиления системы управления рисками в накопительных пенсионных фондов и организациях, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами, в новой редакции принят нормативный правовой акт, определяющий требования к системе управления рисками и системе внутреннего контроля, которые направлены на повышение ответственности лиц, принимающих инвестиционные решения в отношении пенсионных и собственных активов фонда и управляющей компании, внедрение системы двойного контроля как при совершении сделок с финансовыми инструментами, так и при осуществлении учета данных операций, обеспечение наличия эффективного порядка принятия решений при осуществлении деятельности.
В связи со значительным ослаблением финансовых показателей листинговых компаний, сложившихся в 2008 и 2009 годах, Агентством был разработан нормативный правовой акт, предусматривающий создание новой категории «буферная категория» для эмитентов и их
ценных бумаг, которые не соответствуют листинговым требованиям, допустили дефолт по своим обязательствам либо проводят мероприятия по реструктуризации своих обязательств.
III. Планируемые мероприятия
Одним из ключевых направлений деятельности Агентства в ближайшей перспективе будет дальнейший переход на принципы контрцикличного регулирования и надзора, в том числе посредством формирования провизий (резервов), роста собственного капитала и ликвидности в период активного роста экономики и использования накопленного потенциала в период спада. Концепция надзора будет максимально приближена к широко используемому в мировой практике подходу к надзору, основанному на оценке рисков (risk-based supervision).
Банковский сектор
В настоящее время, Агентством принцип контрцикличного надзора уже частично реализован. К примеру, в целях снижения избыточного уровня левереджа в банковской системе Агентством установлены более высокие стандарты по капиталу, которые носят отсроченный характер, то есть по мере улучшения ситуации в экономике и появления первых признаков подъема, что полностью согласуется с рекомендациями, выработанными в рамках G-20, G-30.
Подходы к оценке достаточности собственного капитала будут усовершенствованы. При этом не только количественно, но и качественно, что предполагает улучшение качества структуры капитала финансовых организаций. По достаточности собственного капитала будут сохранены текущие значения, которые в течение 2-3 лет будут повышаться до уровня, несколько превышающего предкризисные значения (с 1 июля 2011 года коэффициент достаточности собственного капитала k1-2 составит не менее 0,09). Вместе с тем, Агентством одновременно будет усовершенствован порядок автоматической корректировки минимальной достаточности собственного капитала с тем, чтобы собственный капитал увеличивался в период преобладания непредвиденных над ожидаемыми рисками и обеспечивать его использование на покрытие убытков, возникших в результате перехода непредвиденных рисков в категорию фактических (ожидаемых).
В случае выявления недостатков в деятельности финансового института, подверженности его высокому риску или отсутствия эффективной системы управления рисками регулятор будет оставлять за собой право требовать более высоких индивидуальных требований по достаточности капитала и к формированию более высокого уровня (резервов) провизий, что в целом согласуется с рекомендациями международных организаций регуляторов. Причиной этому является необходимость усиления надзорной практики, основанной на надзоре за наличием систем управления рисками и собственного капитала, адекватных рискам финансовой организации.
В целях снижения избыточного уровня внешнего заимствования банковского сектора планируется дальнейшее ужесточение требований к капитализации банков в отношении внешних обязательств банков. В рамках пруденциального регулирования в 2008 году был осуществлен пересмотр методологии расчета и проведено поэтапное повышение требований к капитализации банков в отношении внешних обязательств (k8, k9). В настоящее время коэффициенты капитализации банков к обязательствам перед нерезидентами составляют k8 - 2 и k9 – 3. В целом, в результате введения этих мер ожидается, что к 01.07.2010 года совокупный объем внешних обязательств банков должен быть снижен до 200% собственного капитала банков.
В рамках оптимизации процедуры оценки кредитного риска и формирования адекватного уровня провизий планируется дальнейшая реализация контрцикличного подхода, при котором требования к формированию резервов под возможные потери в период экономического роста будут повышены и наоборот. Будет внедрено формирование резервов на случай наступления стрессовых ситуаций или шоков. Раннее признание ожидаемых потерь по кредитам, прежде чем начнется экономический спад, вносит свой вклад в создание буферов до тех пор пока доходы остаются хорошими, снижая давление на финансовое состояние банков и обеспечивая предоставление кредитов в периоды рецессии. В среднесрочной перспективе будет осуществлен переход на принципы МСФО при формировании провизий после одновременного усиления требований к риск-менеджменту банков, в том числе к стандартам банковских операций, оценке рисков с учетом стрессовой ситуации и наличию резервов, адекватных принятых рискам.
Страховой сектор
Будут установлены требования по созданию дополнительных страховых резервов, сглаживающих колебания убыточности в отрасли «общее страхование», в особенности по видам банкострахования, что позволит снизить эффект убытков в период экономического спада и сохранить финансовую устойчивость страховых организаций. Установление требований по дополнительному резервированию может спровоцировать отток страховых премий на перестрахование. В связи с чем, потребуется более жесткое государственное регулирование перестраховочной деятельности в целях обеспечения прозрачности и существенности перестраховочной деятельности. По перестраховочному риску будут пересмотрены требования к системе управления рисками, в части самостоятельной оценки первичным страховщиком кредитоспособности (состоятельности) перестраховщика-нерезидента Республики Казахстан и целесообразности использования инструмента перестрахования. В требованиях к управлению инвестиционным риском необходимо установить детальные процедуры при самостоятельном управлении активами, а также при передаче активов на доверительное управление. В целом, будут оптимизированы требований к системе управления рисками и внутреннего контроля, будут усилены требования по раскрытию информации о страховых тарифах и вознаграждениях.
В целях повышения капитализации страховых организаций будут увеличены требования к уставному капиталу, а также предусматривается поэтапное увеличение требований к гарантийному фонду.
Cектор пенсионных услуг и профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг
В рамках регулирования деятельности накопительных пенсионных фондов и организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами, Агентство продолжит работу по обеспечению сохранности пенсионных активов и повышению эффективности их инвестиционной деятельности.
Учитывая, что фонды, управляющие компании отвечают по обязательствам перед вкладчиками и получателями пенсионных накоплений собственным капиталом, уровень капитализации указанных финансовых организаций должен адекватно отражать размер принятых обязательств. Соответственно, при инвестировании пенсионных активов в финансовые инструменты, подверженные высоким рискам, фонд и управляющая компания должны адекватно оценивать кредитный и рыночный риски и обеспечивать необходимый уровень провизий.
Будет усилен надзор за функционированием адекватной системы управления рисками в брокерско-дилерских организациях и компаниях по управлению инвестиционным портфелем. Будет усилена ответственность их Совета директоров, в том числе за соблюдение норм корпоративного управления, интересов клиентов и внедрение правил инвестирования, минимизирующих появление скрытых рыночных рисков.
В настоящее время в соответствии с поручением Президента Республики Казахстан разрабатывается проект Концепции по основным направлениям развития финансового сектора в посткризисном периоде, в рамках которой переход на контрцикличный надзор определен в качестве ключевого принципа дальнейшей оптимизации системы регулирования и надзора финансового сектора Казахстана. Работу над Концепцией ведет Рабочая группа, в состав которой входят представители Национального Банка Республики Казахстан, Агентства, АРДРФЦА, Ассоциации финансистов Казахстана и иных юридических лиц. Предусматривается, что данный документ будет содержать приоритетные направления развития финансовой системы страны в посткризисном периоде, в том числе ряд вышеуказанных мер, способствующих дальнейшему укреплению доверия населения к финансовой системе и повышению устойчивости казахстанских финансовых организаций к различным шокам.
Конец цитаты
[2009-08-13]
Сообщение отредактировал eug: 13 August 2009 - 09:55






