Опубликовано в республиканской экономической газете "Деловой Казахстан"
В канун 2009 года в одном из своих интервью председатель правления АО «АТФ Банк» Александр Пикер приоритеты расставил однозначно: обеспечить рост банка, даже несмотря на его убыточность. То есть, акционеры, понимая, сколь непростой будет ситуация на рынке, сделали ставку на сохранение и развитие банка, а не на получение высоких доходов.
Показатели первого полугодия в полной мере отражают сохранение этой стратегии: при убытке в 2 миллиарда тенге собственный капитал банка превысил 90 миллиардов тенге, а объем активов превзошел показатель 1 триллион тенге. Таким образом, АТФ Банк, входящий в международную UniCredit Group, поднялся на четвертую ступеньку казахстанской табели о рангах по размеру активов. Мы растем и хотим дальше расти не потому, что другие банки сдают свои позиции, а благодаря тому, что умеем работать, подчеркивает глава правления. Ну а стиль работы, имидж банка характеризуются отчетом: в первом полугодии АТФ Банк полностью погасил синдицированный заем 500 миллионов долларов и готов в полном объеме, своевременно погасить свои евробонды – 200 миллионов долларов. Банк не имеет проблем с внешним фондированием: кроме материнской компании, готовой оказать поддержку казахстанской «дочке», в первом полугодии АТФ Банк подписал кредитное соглашение с ЕБРР о привлечении двух займов на сумму 100 миллионов долларов США сроком на пять лет. Растут у банка и ресурсы внутреннего фондирования: за минувшее полугодие АТФ Банк показал рост депозитов юридических лиц на 11% и самый высокий прирост депозитов населения среди казахстанских банков – 44%. К началу второго полугодия депозиты населения превысили 157 миллиардов тенге. Депозиты - субстанция пугливая, но в чем им не откажешь, так в способности мигрировать. При этом вектор такой финансовой «миграции» всегда направлен в сторону более надежной, по мнению вкладчиков, гавани.
АТФ Банк также увеличивает объемы кредитования, является участником государственных программ, наращивает активность в регионах, внедряет новую сервисную модель обслуживания клиентов - как физических лиц, так и субъектов малого и среднего бизнеса. Сегодня, когда ситуация на рынке не очень понятна, движения финансовых институтов навстречу клиентам вызывают интерес. Поэтому более подробно итоги полугодия, планы банка, ситуацию на рынке мы обсудили с председателем правления АО «АТФ Банк» Александром Пикером.
- Господин Пикер, банк обнародовал итоги полугодия. Они довольно позитивны. И, наверное, многие посчитают, что они диссонируют с общим фоном финансового сектора: рост по многим позициям. Что обеспечивает рост?
- Мы работаем на рынке и испытываем на себе все его давление. Поэтому и нам предстоит решить еще немало вопросов. Так, пока еще неудовлетворительный объем провизий. Этот вопрос обострился в конце 2008 года. Мы осознали, что есть проблема, и стали работать с ней. Тогда АТФ Банк первым из казахстанских банков, у которых на тот момент было все прекрасно, показал убыток - 2,6 миллиарда тенге, возникший в связи с необходимостью формировать необходимый объем провизий. Мы получили дополнительно капитал 18 миллиардов тенге и создали провизии.
Теперь мы стоим перед новым циклом, и, наверное, будем первым банком, который выберется из этой ямы. Но, думаю, в целом проблема в том, что не все и не сразу поняли, каким будет кризис, как долго продлится цикл и что надо делать. Считали, что кризис будет недолгим. В ноябре 2007 года еще верили, что уже в следующем марте будет подъем рынка недвижимости. Но этого не произошло. Напротив, ситуация усугубилась. Мы считаем, что подъем на рынке недвижимости будет только в 2011 году. Хотя определенный позитив уже чувствуется. Поэтому, выстраивая свою стратегию, мы разделили секторы рынка не только по их текущему состоянию, но и по определившимся тенденциям их развития и перспективам. Например, средний и малый бизнес достаточно хорошо идет. Этот бизнес и у нас хорошо развивается, мы растем, хотя медленно и осторожно.
- На ваш взгляд, в нынешней ситуации входить в состав международной группы - это преимущество?
- Говоря о составляющих успеха в первом квартале, отмечу, что важную роль сыграло отсутствие проблем с фондированием. Именно в силу того, что мы представляем международную группу. Благодаря устойчивому финансовому положению мы смогли своевременно, раньше, чем многие другие банки, отреагировать на проблемы рынка, определиться со стратегией. Люди в нас поверили, поэтому у нас достаточно быстрый рост депозитов: и частных лиц, и маленьких компаний, и больших предприятий.
Нам очень помогает то, что мы часть международной группы. Фондирование от UniCredit Group свидетельствует о том, что намерения у акционеров серьезные, группа не собирается уходить с этого рынка, а напротив, хочет здесь остаться надолго. Поэтому я думаю, что мы в лучшем положении: мы казахстанский банк с иностранным капиталом. Люди так-же понимают и то, что если вдруг банк, входящий в международную группу что-то сделает не так, то негатив автоматически будет перенесен и на всю группу. И это будут уже не потери маленького местного банка, а колоссальные репутационные потери всей группы, всех структур компании по всему миру. Поэтому и в вопросах бизнеса, и в вопросах корпоративного управления, в и в вопросах деловой этики большие компании придерживаются единых стандартов, вне зависимости от того, где работает. Такой взгляд есть и у UniCredit Group, которая стремится поддерживать доброе имя и репутацию в каждой стране, где работает, и в целом по всему миру.
- Какие преимущества, обусловленные статусом местного банка с международным капиталом, имеют клиенты банка?
- В первую очередь сильный, опытный менеджмент, который оперативно реагирует на ситуацию и перемены на рынке. Говоря об опыте, нужно все-таки иметь в виду то, что современный казахстанский банковский сектор насчитывает не более двух десятилетий своей истории. И когда банковский бизнес шел вверх, многие думали, что это потому, что они классные специалисты, а не потому, что были благоприятные рынок и ситуация.
Но настоящий опыт формируется в кризис. Поэтому опыт казахстанского менеджмента вбирает лишь нынешний кризис, хотя и самый глубокий, а опыт топ – менеджера, к примеру, UniCredit Group – как минимум, четыре кризиса – с 1989 года. Но есть люди, которые имеют и гораздо больший опыт. У них можно спросить, как это было в 70-х годах, и использовать их знания. Мы также импортируем опыт других подразделений группы, предлагая клиентам лучшие продукты, целые пакеты, созданные, апробированные в других банках группы и успешно продвигаемые в других странах. Это хорошо и для клиентов, и для банка.
Кроме того, мы активно работаем над институализацией банка. Поясню: банковский бизнес во многом - это личный бизнес. Но он не должен зависеть только от личности, потому что клиент дает деньги не личности, а институту. Мы работаем над тем, чтобы клиент понимал: не важно, кто персонально в банке работает, важно, что в банке работает ясная, четкая, прозрачная система.
К сожалению, этот процесс идет не так быстро, как хотелось бы. Но мы надеемся, что в конце ноября новая модель обслуживания клиентов будет запущена во всем банке. И тогда клиенты будут получать интегрированный пакет - все возможные продукты и услуги, получаемые по принципу «одного окна», у одного менеджера (Relationship Manager). Благодаря этому у банка появилась возможность лучшим образом отвечать запросам клиентов.
Что же касается статуса, то мы всегда говорим, что мы европейский банк, потому что наши важные рынки - Италия, Германия, Австрия, а наши акционеры - английские и американские фонды. Но, присутствуя в Казахстане, мы является казахстанским банком. Мы здесь работаем, держим персонал, платим налоги, привлекаем капиталы из-за рубежа в экономику, вносим свой вклад в ВВП страны. Я считаю, что это очень позитивно для Казахстана, когда мы заводим капитал в страну, финансируем проекты, участвуем в госпрограммах, таких как рефинансирование ипотеки, кредитование МСБ. Так, к примеру, в рамках третьего транша программы «Даму» предприниматели получили 20 млрд. тенге по эффективной ставке 12,5%, из которых половина была профинансирована банком из собственных средств. Нами были досрочно освоены оба транша фонда «Самрук-Казына» – 4,3 миллиарда тенге по рефинансированию ипотеки.
- В своих интервью вы не раз высказывали мнение о том, что казахстанские банки и экономика в целом выйдут из кризиса значительно быстрее, чем ожидали и прогнозировали эксперты. Каковы нынешние прогнозы и их аргументация?
- Аналитики UniCredit Group ведут постоянный мониторинг ситуации, макроэкономических показателей в странах присутствия. И если изначально по итогам года прогнозировалось падение ВВП Казахстана в 2009 году на уровне 2,3%, то теперь уже на уровне 1,5%. Но некоторые аналитики говорят что не исключен ноль, а в следующем году - рост. И поводов для оптимизма несколько. Во-первых, сняты основные негативные факторы, которые могли бы ухудшить ситуацию. К ним, напомню, в начале года мы относили дефицит текущего счета платежного баланса, низкую прибыль сырьевых отраслей, ухудшение восприятия Казахстана иностранными инвесторами, в первую очередь из-за реструктуризации двух банков. И, напротив, усилились изначальные 11 позитивных: высокий приток прямых инвестиций, поддержка банков государством, рост ЗВР, рост цен на экспортные товары Казахстана. Кроме того, успешно сработали и госпрограммы: поддержка банков, строительного сектора, села, а самое важное, на мой взгляд, малого и среднего бизнеса. Все это дает основание ожидать улучшения экономической ситуации в стране.
Я не думаю, что нас ждет подъем, такой, как был в 2006 году. Но то, что будет лучше - точно. Индикаторы положительные: цена на нефть приблизилась к 80 $. Это, к сожалению, важно для Казахстана. К сожалению, потому, что другие секторы не могут генерировать такую прибыль для экономики страны. Самая же большая проблема для экономики - недвижимость. И пока для нее нет решения. Думаю, не исключен рост в сегменте производственного, корпоративного строительства. Очень позитивный результат по малому и среднему бизнесу. Этот позитив мы видим по своим клиентам. А если говорить о том, как сейчас строятся отношения банка и клиентов, то могу сказать, что новый кредитный портфель очень хорош, а по старому – придется много работать. Объемы просрочек по нему все еще растут.
- Когда случился кризис ликвидности и рынки для наших банков закрылись, многие стали уповать на то, что с открытием проблемы будут исчерпаны: мы вновь будем безбедно жить в долг. Ущербность такой позиции понятна. Но и без кредитования экономика не может развиваться. Где золотая середина? Как не сесть на кредитную иглу и при этом развивать экономику?
- Думаю, проблема ясна. Казахстанские банки взяли очень много дешевых денег и распорядились ими неправильно: инвестировали в недвижимости и в страны с высоким уровнем риска. Надо было строить больше заводов, инфраструктуры, инвестировать энергетику. В результате такого перекоса стала расти спекуляция на рынке недвижимости. Многие рассуждали так: если можно заработать на спекуляциях, то зачем строить завод? В итоге много денег ушло в яму. К примеру, если посмотреть наш портфель, то его четверть – кредитование сектора недвижимости. И это уже удар по банку. Но если посмотреть ВВП, долг сектора и резервы страны и сравнить с внешним долгом - то все в порядке. Поэтому главный урок кризиса: нужно жестче контролировать банки на предмет фондирования и кредитования заемных средств.
- Каковы планы UniCredit Group на Казахстан?
- В целом стратегия группы в отношении Казахстана не изменилась: нам хочется стать большим и сильным банком Казахстана и войти как минимум в первую банковскую тройку. К сожалению, у нас пока маленький рост. Если по итогам года выйдет 2 - 3,5% роста активов в этом году, то будет хорошо. Нас радует, что продолжается рост депозитов, потому что это означает рост доверия. В дальнейшем будет и рост кредитов.
Ольга ЛАНСКАЯ
Сообщение отредактировал eug: 08 November 2009 - 20:22