АФН опубликовало информацию о результатах рассмотрения жалоб и обращений на действия/бездействие БВУ в июне 2010 г.
/АФН, 14.07.10/ На
сайте Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций опубликована информация следующего содержания:
Начало цитаты
В июне 2010 года в Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее – Агентство)
поступило 352 обращения физических и юридических лиц, в том числе: 281 письменное, 22 обращения, поступивших на электронный адрес Агентства, и 49 обращений, поступивших на блог-платформу портала электронного Правительства Республики Казахстан на имя Председателя Агентства (далее – блог-платформа), из них:
– 197 обращений относительно деятельности
банков второго уровня (далее - банки) (55.96% от общего количества), из 208 рассмотренных обращений (включая 115, поступивших в предыдущие периоды) - обоснованных 5 (2.40 % от общего количества рассмотренных);
– 9 обращений относительно деятельности организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций (2.56% от общего количества), из 4 рассмотренных обращений, поступивших в предыдущие периоды, обоснованных 0;
– 28 обращений относительно деятельности страховых (перестраховочных) организаций (7.96% от общего количества), из 27 рассмотренных обращений (включая 22, поступивших в предыдущие периоды) 4 обоснованных (14.81 % от общего количества рассмотренных);
– 5 обращений относительно деятельности субъектов рынка ценных бумаг (1.42% от общего количества), из 6 рассмотренных обращений (включая 5, поступивших в предыдущие периоды) - 0 обоснованных;
– 28 обращений относительно деятельности накопительных пенсионных фондов (далее - НПФ) (7.96% от общего количества), из 27 рассмотренных обращений (включая 13, поступивших в предыдущие периоды) - 0 обоснованных;
– 62 запроса физических и юридических лиц (в том числе финансовых организаций) о предоставлении разъяснений норм законодательства Республики Казахстан (далее - РК) и предложениями о внесении изменений и дополнений в законодательство РК (17.61 % от общего количества);
– 23 обращения по вопросам, не входящим в компетенцию Агентства (6.53 % от общего количества).
Ниже приведены сведения об обращениях в разрезе банков второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, организаций, осуществляющих деятельность на страховом рынке, НПФ, организаций, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг, акционерных обществ и их удельном весе в общем объеме обращений за июнь месяц 2010 года:
Таблица 1 № | Субъекты финансового рынка
(финансовые организации, акционерные общества)
(финансовые организации, акционерные общества) | В отчетном периоде |
Поступило обращений | Завершено рассмотрение | Находятся в стадии рассмотрения на конец отчетного периода |
Кол-во | Удельный вес поступивших обращений в соответствующем секторе финансового рынка, % | Кол-во** |
Банки второго уровня |
1 | АО «Казкоммерцбанк» | 41 | 20.81 | 21 | 20 |
2 | АО «Альянс Банк» | 25 | 12.69 | 16 | 9 |
3 | АО «Народный Банк Казахстана» | 24 | 12.18 | 7 | 17 |
4 | АО «Банк ЦентрКредит» | 22 | 11.17 | 7 | 15 |
5 | ДО АО «БТА Банк» - АО «Темірбанк» | 20 | 10.15 | 13 | 7 |
6 | АО «БТА Банк» | 16 | 8.12 | 4 | 12 |
7 | АО «АТФ Банк» | 15 | 7.61 | 9 | 6 |
8 | АО «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана» | 10 | 5.08 | 4 | 6 |
9 | АО «Цеснабанк» | 7 | 3.56 | 6 | 1 |
10 | АО «Kaspi Bank» | 7 | 3.56 | 2 | 5 |
11 | АО «Евразийский банк» | 5 | 2.55 | 3 | 2 |
12 | АО «Сбербанк России» | 3 | 1.52 | 1 | 2 |
13 | АО «RBS (Kazakhstan)» | 1 | 0.50 | 0 | 1 |
14 | АО «Нурбанк» | 1 | 0.50 | 0 | 1 |
| Итого: | 197 | 100 | 93 | 104 |
55.96* |
В июне 2010 года в Агентство поступило 197 обращений по вопросам банковской деятельности.
Ниже приведены сведения о ходе рассмотрения обращений, поступивших в предыдущие отчетные периоды***.
Таблица 2 № | Наименование финансовой организации | Обращения, поступившие в предыдущие отчетные месяцы и рассмотрение которых не было завершено до 01.06.2010 г. |
Кол-во | Удельный вес в соответствующем секторе финансового рынка, % | Завершено рассмотрение в июне 2010г., кол-во** | Находятся в стадии рассмотрения на конец отчетного периода, кол-во |
1 | АО «Народный Банк Казахстана» | 23 | 19.50 | 23 | 0 |
2 | АО «Казкоммерцбанк» | 17 | 14.41 | 15 | 2 |
3 | АО «Альянс Банк» | 14 | 11.86 | 14 | 0 |
4 | АО «АТФ Банк» | 9 | 7.63 | 9 | 0 |
5 | ДО АО «БТА Банк» - АО «Темірбанк» | 9 | 7.63 | 9 | 0 |
6 | АО «Банк ЦенрКредит» | 9 | 7.63 | 9 | 0 |
7 | АО «Kaspi Bank» | 8 | 6.78 | 8 | 0 |
8 | АО «БТА Банк» | 8 | 6.78 | 8 | 0 |
9 | АО «Цеснабанк» | 6 | 5.08 | 5 | 1 |
10 | АО «Жилищный строительный банк Казахстана» | 6 | 5.08 | 6 | 0 |
11 | АО «Евразийский банк» | 3 | 2.54 | 3 | 0 |
12 | АО «Хоум Кредит Банк» (АО «МБ «Алма-Ата») | 3 | 2.54 | 3 | 0 |
13 | АО «Сбербанк России» | 2 | 1.69 | 2 | 0 |
14 | АО «Нурбанк» | 1 | 0.85 | 1 | 0 |
| ИТОГО: | 118 | 100 | 115 | 3 |
**- не все обращения являются обоснованными***- сведения за предыдущие отчетные периоды уточнены
Вместе с тем, в таблице 3 приведены показатели обоснованности рассмотренных в отчетном периоде жалоб и обращений по вопросам деятельности банков второго уровня, а также выявленных нарушений законодательства РК и/или условий договоров о предоставлении банковских услуг:
Таблица 3 № | Наименование финансовой организации | Завершено рассмотрение в июне 2010г. |
Кол-во | обоснованных претензий | % обоснованных от общего количества обоснованных | претензий с выявленными нарушениями законодательства РК и/или условий договора | % выявленных от общего количества выявленных |
1 | АО «Казкоммерцбанк» | 36 | 0 | 0.00 | 0 | 0.00 |
2 | АО «Альянс Банк» | 30 | 3 | 60.00 | 3 | 60.00 |
3 | АО «Народный Банк Казахстана» | 30 | 0 | 0.00 | 0 | 0.00 |
4 | ДО АО «БТА Банк» - АО «Темірбанк» | 22 | 0 | 0.00 | 0 | 0.00 |
5 | АО «АТФ Банк» | 18 | 0 | 0.00 | 0 | 0.00 |
6 | АО «Банк ЦенрКредит» | 16 | 2 | 40.00 | 2 | 40.00 |
7 | АО «БТА Банк» | 12 | 0 | 0.00 | 0 | 0.00 |
8 | АО «Цеснабанк» | 11 | 0 | 0.00 | 0 | 0.00 |
9 | АО «Kaspi Bank» | 10 | 0 | 0.00 | 0 | 0.00 |
10 | АО «Жилищный строительный банк Казахстана» | 10 | 0 | 0.00 | 0 | 0.00 |
11 | АО «Евразийский банк» | 6 | 0 | 0.00 | 0 | 0.00 |
12 | АО «Хоум Кредит Банк» (АО «МБ «Алма-Ата») | 3 | 0 | 0.00 | 0 | 0.00 |
13 | АО «Сбербанк России» | 3 | 0 | 0.00 | 0 | 0.00 |
14 | АО «Нурбанк» | 1 | 0 | 0.00 | 0 | 0.00 |
| ИТОГО: | 208 | 5 | 100 | 5 | 100 |
Актуальными для населения остаются следующие вопросы: - реструктуризация займов, в том числе путем предоставления отсрочки по погашению займов, пересмотра ставки вознаграждения по ипотечным займам в сторону уменьшения и отмены пени по займам;
- рефинансирование займов;
- внесудебная реализация залогового имущества;
- проверка правильности расчета ежемесячного платежа по займу, начисленной пени;
- платежи и переводы посредством платежных карт.
По всем указанным выше и иным запросам физических и юридических лиц были предоставлены соответствующие разъяснения.В отчетном периоде по результатам рассмотрения жалоб и обращений физических и юридических лиц Агентством установлены следующие нарушения в деятельности:
АО «Альянс Банк»
- необоснованно выставлены требования о возмещении издержек, связанных с проведением внесудебной реализации имущества (почтовые, нотариальные и иные услуги), отказано в высвобождении залогового имущества и в возврате правоустанавливающих документов, в связи с чем в адрес Банка направлено письмо о необходимости принятия мер, направленных на урегулирование ситуации с заемщиком;- необоснованно выставлены требования о погашении просроченной задолженности по незаключенному договору банковского займа, в связи с чем в адрес Банка направлено письмо о необходимости принятия мер, направленных на урегулирование сложившейся ситуации;- в договоре банковского займа не указана ставка вознаграждения по займу; за аналогичное нарушение в отношении АО «Альянс Банк» вынесено письменное предписание от 14.05.2007 г. № 10-14/1618 о необходимости заключения с заемщиками дополнительных соглашений, о проделанной работе Банк ежемесячно предоставляет отчеты.
АО «Банк ЦентКредит»
- при осуществлении заемных операций нарушены нормы банковского законодательства, выразившиеся в удержании с лицевого счета заемщика денег в счет погашения расходов Банка по оплате госпошлины по решению суда, в связи с чем в адрес Банка направлено письмо с указанием восстановить сумму на лицевом счете заемщика, удержанной в счет погашения госпошлины;- при проведении внесудебной реализации залогового имущества Банком нарушены требования законодательства, в связи с чем Агентством применена ограниченная мера воздействия в виде вынесения письменного предупреждения.
В предыдущем отчетном периоде по результатам рассмотрения жалоб и обращений физических лиц Агентством установлены следующие нарушения в деятельности:
АО «Народный Банк Казахстана»
- неправомерное взимание комиссии за зачисление пенсионных накоплений, поступивших из НПФ, на банковские счета заявителей, в связи с чем к Банку применена ограниченная мера воздействия в виде вынесения письменного предписания.
Конец цитаты
[2010-07-19]