АФН разместило информацию о результатах рассмотрения жалоб и обращений на действия/бездействие финансовых организаций в августе 2010 года
/АФН, 14.09.10/ На
сайте Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций размещена информация о результатах рассмотрения жалоб и обращений на действия/бездействие финансовых организаций в августе 2010 г. Вся информация указана в разрезе секторов финансового рынка и финансовых организаций. Информация содержит сведения об обоснованности жалоб и обращений в количественном и процентном выражении по каждой финансовой организации к общему количеству, описание допущенных финансовыми организациями нарушений законодательства Республики Казахстан, а также сведения о примененных к ним и принятых к рассмотрению Агентством ограниченных мерах воздействия и санкциях.
Начало цитаты
Банковский сектор
В августе 2010 года в Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее – Агентство) поступило 409 обращений физических и юридических лиц, в том числе: 351 письменное, 20 обращений, поступивших на электронный адрес Агентства, и 38 обращений, поступивших на блог-платформу портала электронного Правительства Республики Казахстан на имя Председателя Агентства (далее – блог-платформа), из них:
– 141 обращение относительно деятельности банков второго уровня (далее - банки) (34.47% от общего количества), из 143 рассмотренных обращений (включая 86, поступивших в предыдущие периоды) - обоснованных 4 (2.8 % от общего количества рассмотренных);
– 14 обращений относительно деятельности организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций (3.42% от общего количества), из 16 рассмотренных обращений (включая 5, поступивших в предыдущие периоды), обоснованных 0;
– 23 обращения относительно деятельности страховых (перестраховочных) организаций (5.62% от общего количества), из 14 рассмотренных обращений (включая 11 поступивших в предыдущие периоды) обоснованных 4 (28.57 % от общего количества рассмотренных);
– 11 обращений относительно деятельности субъектов рынка ценных бумаг (2.70% от общего количества), из 7 рассмотренных обращений (включая 2, поступивших в предыдущие периоды) обоснованных 0;
– 16 обращений относительно деятельности накопительных пенсионных фондов (далее - НПФ) (3.91% от общего количества), из 24 рассмотренных обращений (включая 18, поступивших в предыдущие периоды) - 1 обосновано (4.17 % от общего количества рассмотренных);
– 185 запросов физических и юридических лиц (в том числе финансовых организаций) о предоставлении разъяснений норм законодательства Республики Казахстан (далее - РК) и с предложениями об ускорении принятия проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ипотечного кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов» (45.23 % от общего количества);
– 19 обращений по вопросам, не входящим в компетенцию Агентства (4.65 % от общего количества).
Ниже приведены сведения об обращениях в разрезе банков второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, организаций, осуществляющих деятельность на страховом рынке, НПФ, организаций, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг, акционерных обществ и их удельном весе в общем объеме обращений за август месяц 2010 года:
Таблица 1 | № | Субъекты финансового рынка
(финансовые организации, акционерные общества)
(финансовые организации, акционерные общества) | В отчетном периоде |
| Поступило обращений | Завершено рассмотрение | Находятся в стадии рассмотрения на конец отчетного периода |
| Кол-во | Удельный вес поступивших обращений в соответствующем секторе финансового рынка, % | Кол-во** |
| Банки второго уровня |
| 1 | АО «Казкоммерцбанк» | 28 | 19.87 | 7 | 21 |
| 2 | АО «БТА Банк» | 18 | 12.77 | 8 | 10 |
| 3 | АО «Народный Банк Казахстана» | 17 | 12.04 | 7 | 10 |
| 4 | АО «Альянс Банк» | 17 | 12.04 | 4 | 13 |
| 5 | АО «АТФ Банк» | 16 | 11.35 | 8 | 8 |
| 6 | АО «Банк ЦентрКредит» | 13 | 9.22 | 8 | 5 |
| 7 | ДО АО «БТА Банк» - АО «Темірбанк» | 10 | 7.09 | 8 | 2 |
| 8 | АО «Kaspi Bank» | 6 | 4.26 | 5 | 1 |
| 9 | АО «Нурбанк» | 5 | 3.55 | 1 | 4 |
| 10 | АО «Евразийский банк» | 4 | 2.84 | 0 | 4 |
| 11 | АО «Дельта Банк» | 2 | 1.42 | 0 | 2 |
| 12 | АО «Хоум Кредит Банк» | 1 | 0.71 | 0 | 1 |
| 13 | АО «RBS (Kazakhstan)» | 1 | 0.71 | 0 | 1 |
| 14 | АО «Метрокомбанк» | 1 | 0.71 | 0 | 1 |
| 15 | АО «Цеснабанк» | 1 | 0.71 | 0 | 1 |
| 16 | АО «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана» | 1 | 0.71 | 1 | 0 |
| | Итого: | 141 | 100 | 57 | 84 |
| 34.47* |
- удельный вес сектора от общего количества обращений
** - не все обращения являются обоснованными
В августе 2010 года в Агентство поступило 141 обращение по вопросам банковской деятельности.
Ниже приведены сведения о ходе рассмотрения обращений, поступивших в предыдущие отчетные периоды***.
Таблица 2 | № | Наименование финансовой организации | Обращения, поступившие в предыдущие отчетные месяцы и рассмотрение которых не было завершено до 01.08.2010 г. |
| Кол-во | Удельный вес в соответствующем секторе финансового рынка, % | Завершено рассмотрение в августе 2010г., кол-во** | Находятся в стадии рассмотрения на конец отчетного периода, кол-во |
| 1 | АО «Казкоммерцбанк» | 17 | 19.10 | 16 | 1 |
| 2 | АО «Kaspi Bank» | 12 | 13.48 | 12 | 0 |
| 3 | АО «Народный Банк Казахстана» | 10 | 11.24 | 10 | 0 |
| 4 | ДО АО «БТА Банк» - АО «Темірбанк» | 10 | 11.24 | 9 | 1 |
| 5 | АО «Альянс Банк» | 9 | 10.11 | 9 | 0 |
| 6 | АО «БТА Банк» | 8 | 8.99 | 8 | 0 |
| 7 | АО «АТФ Банк» | 6 | 6.74 | 5 | 1 |
| 8 | АО «Евразийский банк» | 5 | 5.62 | 5 | 0 |
| 9 | АО «Банк ЦенрКредит» | 3 | 3.37 | 3 | 0 |
| 10 | АО «Метрокомбанк» | 2 | 2.25 | 2 | 0 |
| 11 | АО «Цеснабанк» | 2 | 2.25 | 2 | 0 |
| 12 | АО «Нурбанк» | 2 | 2.25 | 2 | 0 |
| 13 | АО «Жилищный строительный банк Казахстана» | 1 | 1.12 | 1 | 0 |
| 14 | АО «Хоум Кредит Банк» | 1 | 1.12 | 1 | 0 |
| 15 | АО «Банк «Астана-Финанс» | 1 | 1.12 | 1 | 0 |
| | ИТОГО: | 89 | 100 | 86 | 3 |
**- не все обращения являются обоснованными
***- сведения за предыдущие отчетные периоды уточнены
Вместе с тем, в таблице 3 приведены показатели обоснованности рассмотренных в отчетном периоде жалоб и обращений по вопросам деятельности банков второго уровня, а также выявленных нарушений законодательства РК и/или условий договоров о предоставлении банковских услуг:
Таблица 3 | № | Наименование финансовой организации | Завершено рассмотрение в августе 2010г. |
| Кол-во | обоснованных претензий | % обоснованных от общего количества обоснованных | претензий с выявленными нарушениями законодательства РК и/или условий договора | % выявленных от общего количества выявленных |
| 1 | АО «Казкоммерцбанк» | 23 | 0 | 0.00 | 0 | 0.00 |
| 2 | АО «Народный Банк Казахстана» | 17 | 1 | 25.00 | 1 | 25.00 |
| 3 | АО «Kaspi Bank» | 17 | 0 | 0.00 | 0 | 0.00 |
| 4 | ДО АО «БТА Банк» - АО «Темірбанк» | 17 | 1 | 25.00 | 1 | 25.00 |
| 5 | АО «БТА Банк» | 16 | 0 | 0.00 | 0 | 0.00 |
| 6 | АО «Альянс Банк» | 13 | 0 | 0.00 | 0 | 0.00 |
| 7 | АО «АТФ Банк» | 13 | 0 | 0.00 | 0 | 0.00 |
| 8 | АО «Банк ЦенрКредит» | 11 | 1 | 25.00 | 1 | 25.00 |
| 9 | АО «Евразийский банк» | 5 | 0 | 0.00 | 0 | 0.00 |
| 10 | АО «Нурбанк» | 3 | 0 | 0.00 | 0 | 0.00 |
| 11 | АО «Жилищный строительный банк Казахстана» | 2 | 0 | 0.00 | 0 | 0.00 |
| 12 | АО «Цеснабанк» | 2 | 0 | 0.00 | 0 | 0.00 |
| 13 | АО «Метрокомбанк» | 2 | 0 | 0.00 | 0 | 0.00 |
| 14 | АО «Хоум Кредит Банк» | 1 | 0 | 0.00 | 0 | 0.00 |
| 15 | АО «Банк «Астана-Финанс» | 1 | 1 | 25.00 | 1 | 25.00 |
| | ИТОГО: | 143 | 4 | 100.00 | 4 | 100.00 |
Актуальными для населения остаются следующие вопросы:
- реструктуризация займов, в том числе путем предоставления отсрочки по погашению займов, пересмотра ставки вознаграждения по ипотечным займам в сторону уменьшения и отмены пени по займам;- рефинансирование займов;- внесудебная реализация залогового имущества;- проверка правильности расчета ежемесячного платежа по займу, начисленной пени;- возврат вкладов;- платежи и переводы посредством платежных карт, а также иные операции с пластиковыми картами.По всем указанным выше и иным запросам физических и юридических лиц были предоставлены соответствующие разъяснения.В отчетном периоде по результатам рассмотрения жалоб и обращений физических и юридических лиц Агентством установлены нарушения в деятельности:
АО «Народный Банк Казахстана»- залогодателю необоснованно отказано в снятии обременения с залогового обеспечения, в этой связи в Банк направлено письмо о необходимости урегулирования ситуации путем снятия обременения с предмета залога;
ДО АО «БТА Банк» - АО «Темірбанк»- по причине сбоя автоматизированной банковской системы (далее – АБС) неверно произведен расчет суммы вознаграждения по договору вклада, в этой связи в Банк направлено письмо о необходимости проведения служебного расследования по выявлению причин сбоя АБС при начислении вознаграждения и системы внутреннего документооборота, недопущению впредь возникновения подобных прецедентов и предоставления в Агентство плана мероприятий по их устранению;
АО «Банк ЦенрКредит»- при реализации залогового имущества во внесудебном порядке не соблюдена установленная законодательством процедура (отсутствует оценка предмета залога), в связи с чем Агентством рассматривается вопрос о применении ограниченной меры, предусмотренной действующим законодательством РК;
АО «Банк «Астана-Финанс»- в электронной системе банка неверно отражены условия договора банковского займа, выразившиеся в неточном указании срока действия договора, что вызвало несвоевременное закрытие займа и отказ в предоставлении правоустанавливающих документов на предмет залога, в этой связи в Банк направлено письмо о необходимости усиления контроля за точным отражением в электронной системе банка условий договоров и соблюдения сроков возврата заемщикам правоустанавливающих документов.
Конец цитаты
[2010-09-14]
Сообщение отредактировал eug: 14 September 2010 - 19:44