/АФН, 02.02.09/ На сайте Агентства Республики Казахстан опубликован доклад Председателя по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Бахмутовой Е.Л. о совместных мерах принятых в отношении АО "БТА Банк":
Начало цитаты
Уважаемые участники заседания, как вы знаете, интеграция в международную финансовую систему привела к тому, что банковская система Казахстана уже с 2007 года испытывает трудности, связанные с мировым финансовым кризисом. Наши надежды в начале 2008 года на то, что временные трудности закончатся к 2009 году, не оправдались, и в октябре 2008 года, когда пошла вторая волна кризиса, уже стало ясно, что отечественной банковской системе, как системно важной части национальной экономики, необходима поддержка со стороны государства.
В связи с этим, Правительством, Национальным банком, Агентством финансового надзора и Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына» были подписаны меморандумы с четырьмя системообразующими банками. В рамках меморандума, Национальным банком была предоставлена ликвидность для обеспечения текущей деятельности банков. Однако продолжающиеся негативные тенденции в казахстанской экономике ведут к дальнейшему ухудшению качества кредитного портфеля банков, что влияет на капитал банков и требует более долгосрочного фондирования.
Акционерное общество «БТА Банк» является крупнейшим банком в Казахстане. Его активы составляют почти 3 триллиона тенге. Банк имеет широкую филиальную сеть (22 филиала и 280 структурных отделений) и охватывает весь Казахстан. Кроме того, Банк владеет дочерним банком «Темирбанк», страховыми компаниями, пенсионными фондами, а также банками в России, Украине, Беларуси и Кыргызстане. В банке, в целом по системе, работает около 7 тысяч, в том числе в банковских офисах Казахстана – 3700 человек.
В начале 2008 года АФН была проведена инспекционная проверка деятельности банка и выявлен ряд существенных проблем, которые банк обязался устранить. В конце прошлого года (на 1 октября) была проведена проверка хода устранения этих проблем и выявлено, что банк продолжает использовать практику кредитования высокорискованных проектов, без должной оценки кредитными комитетами выгодности и правомерности предоставления кредитов, зачастую при отсутствии документов, подтверждающих наличие минимальных собственных средств заемщиков, и документов, подтверждающих целевое использование выделенных займов.
Несмотря на наличие выявленных нарушений в результате предыдущей проверки, органы управления Банка - Совет директоров и Правление, не изменили практики кредитования и по-прежнему продолжали предоставлять кредитные ресурсы заемщикам -нерезидентам, зарегистрированным в зонах с либеральными налоговыми режимами, без соблюдения требований по раскрытию конечных бенефициаров заемщиков. Такая практика предоставления кредитов подвергала банк существенным рискам концентрации, так как не позволяла ограничивать риск по связанным сторонам, что является недопустимым с точки зрения международных регуляторных стандартов.
Займы, выданные нерезидентам, составляют около 47% всего ссудного портфеля Банка, значительная часть из них представляет финансирование проектов, связанных с недвижимостью в России и других государствах СНГ.
В связи с ухудшающейся ситуацией в мировой экономике, и в том числе, в странах предоставления кредитов, возвратность средств по таким проектам резко падает. В целях отражения адекватного качества кредитного портфеля Агентством было предписано Банку в соответствии с законодательством по результатам проверки досформировать провизии на сумму около 360 млрд. тенге. По состоянию на 1 февраля текущего года формирование уровня необходимых провизий приводит к снижению капитала Банка ниже минимально допустимого значения на 251,3 млрд. тенге, что не позволят Банку продолжать функционировать в нормальном режиме.
Одновременно с этим, за последние 2 месяца Банк допустил неисполнение нескольких платежных поручений клиентов, что может расцениваться как признаки неплатежеспособности Банка и в соответствии с действующим законодательством определяется как нарушение коэффициента ликвидности. Данные показатели являются серьезным индикатором ухудшения финансового состояния Банка.
Принимая во внимание отсутствие крупных участников в Банке и нераскрытие конечных бенефициарных владельцев банка, способных обеспечить вливание дополнительного капитала для поддержания его нормального функционирования , в целях защиты интересов вкладчиков Банка 1 февраля 2009 года Правлением Агентства финансового надзора было принято постановлении об обращении в Правительство с ходатайством о приобретении Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына» вновь выпускаемых акций АО «БТА Банк» согласно нормам статей 17,17-2 Закона «О банках и банковской деятельности». Агентством финансового надзора совместно с АО «Самрук-Казына» подготовлено заключение о необходимости дополнительной капитализации Банка на сумму 251,3 млрд. тенге. Цена одной простой акции, сложившейся на Казахстанской фондовой бирже, к моменту открытия торгов на сегодняшний день, составляет 8401 тенге. Таким образом, в целях выполнения коэффициента достаточности капитала необходимо доразместить 29 915 425 штук простых акций по указанной рыночной цене, что приведет к формированию доли ФНБ «Самрук-Казына» в размере 78,14%.
Данная мера не является национализацией, поскольку акционеры Банка сохраняют принадлежащие им акции, и направлена на обеспечение бесперебойного функционирования системообразующего банка. При этом, сумма дополнительных вливаний в капитал не превышает ранее объявленные объемы государственной поддержки БТА-банка в рамках Плана действий по стабилизации финансового сектора.
Конец цитаты
[2009-02-02]
Сообщение отредактировал eug: 02 February 2009 - 20:45






