/Национального Банка Республики Казахстан, 08.06.10/ В настоящем заявлении излагается мнение миссии Международного валютного фонда (МВФ) под руководством Аны Люсии Коронель, посетившей Астану и Алматы в период с 26 мая по 8 июня 2010 г. для проведения переговоров в рамках консультаций по Статье IV за 2010 год. Миссией была проанализирована текущая ситуация в экономике и финансовом секторе и проведены переговоры по вопросам текущей и планируемой государственной политики и экономическим перспективам. В ходе работы миссии состоялись беседы с официальными лицами в государственных органах, парламенте и центральном банке, а также с представителями международных организаций, банков и деловых кругов. Миссия выражает благодарность официальным органам за открытость переговоров и плодотворное сотрудничество.
1. В мире началось восстановление экономической активности, при этом динамика роста имеет неравномерный характер, а финансовые условия по-прежнему характеризуются как хрупкие. В целом возобновление глобального роста и улучшение финансовых условий оказались недостаточными, чтобы компенсировать потери, понесенные в период рецессии. Ожидается, что макроэкономическая политика в большинстве стран будет и далее ориентирована на поддержку роста и занятости, однако в ряде стран с переходным укладом экономики и более высокими темпами роста государственная политика должна учитывать риски, возникающие в связи с ростом притока капитала. В развитых странах ставится вопрос о фискальной консолидации для решения проблемы увеличения государственного долга и обусловленных ею рисков для глобальной финансовой стабильности. Ограниченность банковского капитала, сокращение доли заемных средств в негосударственном секторе и проводимые нормативно-правовые реформы могут по-прежнему сказываться на сдерживании широкого доступа к кредитным ресурсам, тем самым подчеркивая неопределенность в мировой финансовой системе и риски снижения темпов роста в мире.
2. С учетом сказанного выше ожидается восстановление роста экономики РК. Росту способствует укрепление внешней торговли и продолжение политики государственного стимулирования, при этом его темпы ограничиваются трудностями, имеющимися в банковском секторе. Государственная поддержка и обусловленная внешними факторами активность в добывающей отрасли и промышленности способствовали более сильному оживлению в экономике в последние месяцы 2009 г., но при этом кредитование увеличивается не столь активно, несмотря на достаточный объем банковской ликвидности, а активность в таких основных сферах как строительство и недвижимость показывает вялую динамику. По расчетам сотрудников МВФ, с учетом данных первого квартала 2010 года, рост в народном хозяйстве в текущем году составит около 4 процентов. При этом низкая активность в ненефтяной сфере и дальнейшее сокращение доли заемных средств в негосударственном секторе могут ограничивать рост потребительского спроса. Государственная политика по повышению производительности и диверсификации народного хозяйства может поддержать увеличение темпов роста до прогнозного потенциала в размере около 6 процентов в последующие 5 лет, но для этого потребуется здоровая, обладающая достаточным капиталом и хорошо регулируемая финансовая система.
3. Несмотря на значительную государственную поддержку банков, в финансовом секторе сохраняется напряженность, а также имеется необходимость полностью устранить ее причины. Стабилизация банковской системы была обеспечена за счет масштабной поддержки капиталом и ликвидностью. Успешная реструктуризация внешней задолженности банков «Альянс» и «БТА» сыграла основную роль в стабилизации их финансового положения, и сейчас эти два банка в состоянии реализовать новые модели осуществления своей деятельности. Однако, продолжающийся резкий рост объемов ПСЗ (просроченной ссудной задолженности) в банках и отраслях народного хозяйства является отражением чрезмерной подверженности банков кредитным рискам, связанным с валютой, и обусловленной сочетанием узкой и долларизованной депозитной базы, опорой на фондирование из-за границы и рискованной кредитной деятельностью. В этой связи необходимо принять следующие меры:
· Оперативно разработать и реализовать комплексный и прозрачный механизм урегулирования ПСЗ. Учитывая текущее ухудшение качества активов, связанные с ним формирование специальных резервов и последствия для капитала, а также усиление вероятности повышения нормативов размера минимального капитала на международном уровне, необходимо, чтобы банками и официальными органами РК совместно были реализованы более активные и широкие действия по сокращению ПСЗ. Это будет способствовать эффективному оздоровлению финансовой системы и поддержанию роста кредитования на таком уровне, который соответствует необходимому сокращению доли заемных средств в корпоративном секторе. Более высокие темпы роста ВВП не гарантируют автоматического решения проблемы безнадежных долгов в банковской системе, а дальнейшее наличие больших объемов ПСЗ может стать существенным тормозом для роста. Несмотря на наличие в настоящее время в банковской системе высокого совокупного объема резервов по ссудам, их уровень снижается. Полная диагностическая оценка состояния банков, имеющих системное значение, позволит определить возможность исправления ситуации на уровне отдельных банков, или же необходимость реализации более централизованного подхода к решению проблемы безнадежных долгов. Указанная оценка также позволит выявить потребность в дополнительном капитале и необходимость плана мероприятий по восстановлению капитала.
· Ликвидация уязвимых мест, которые привели к ухудшению качества кредитных портфелей банков. Учитывая сложность задач на будущее, правительству следует и далее укреплять полномочия, независимость, правовую защиту и ресурсы Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций для принятия эффективных мер по устранению недостатков и рисков, проявившихся в ходе кризиса. В частности следует продолжать ограничивать масштабы привлечения банками внешних заимствований (особенно на краткосрочной основе), повысить нормативы формирования резервов на покрытие возможных убытков по кредитам в иностранной валюте, предоставленных заемщикам, не имеющим достаточных механизмов хеджирования, укрепить системы корпоративного управления в банках, стимулировать применение надлежащих методов оценки активов, повысить прозрачность и подотчетность, а также отказаться от регуляторных послаблений, особенно в отношении банков, контролируемых государством. Темпы сворачивания мер государственной поддержки финансового сектора необходимо будет тщательно соразмерять с обстоятельствами, чтобы свести к минимуму влияние на рынок. Продолжающаяся государственная поддержка в целях стимулирования кредитования конкретных секторов, например, малых и средних предприятий, должна носить адресный характер, чтобы не допустить возникновения в будущем безнадежных кредитов.
4. В денежно-кредитной политике необходимо обеспечить баланс между удержанием инфляции под контролем и оказанием поддержки финансовому сектору и реальной экономике. По мере увеличения темпов роста необходимо будет постоянно следить за инфляционным давлением и обеспечивать положительный уровень реальных процентных ставок для того, чтобы поддержать доверие вкладчиков и не допустить выхода инфляции за рамки прогнозируемого диапазона в 6-8 процентов. После преодоления трудностей в банковском секторе экономика сможет воспользоваться преимуществами более рыночного механизма определения обменного курса и сокращения масштабов интервенций центрального банка. Это повысило бы эффективность денежно-кредитной политики и реагирования экономики на внешние шоки, такие как изменения цен на сырьевые товары и колебания курса валют торговых партнеров. Это также способствовало бы более качественному управлению валютными рисками и тем самым содействовало бы дедолларизации на фоне улучшения макроэкономической ситуации и положения в финансовом секторе. Для стимулирования спроса на тенге в качестве средства сбережений и средства расчетов по сделкам, а также для превращения внутренних частных сбережений в основной источник финансирования производительной деятельности, необходимо предпринимать шаги по углублению внутренних финансовых рынков, в том числе ликвидных рынков фьючерсов и форвардов в иностранной валюте, а также по стимулированию диверсификации рисков.
5. Официальным органам следует постепенно сворачивать меры бюджетного стимулирования, повышая при этом эффективности государственных расходов. При высоком уровне международных резервов и низком объеме долга государственный сектор вполне в состоянии продолжить оказание поддержки восстановлению экономики, хотя и в меньших масштабах, чем в 2008 и 2009 гг. Но при этом качество государственных проектов должно соответствовать целям роста, и следует избегать расходов, от которых в последующем трудно будет отказаться, включая субсидии и чрезмерные повышения заработной платы в государственном секторе. Экономика также выиграет от совершенствования налогового администрирования, направленного на сокращение масштабов уклонения от налогообложения. Как только будут преодолены наиболее острые трудности в банковской сфере и в реальном секторе, необходимо будет вернуться к консервативной динамике фискальной позиции, постепенно ликвидируя условные обязательства государственного сектора. Важно отметить, что при оценке бюджетной устойчивости следует использовать агрегированный подход, учитывающий все фискальные операции (в том числе и осуществляемые за рамками бюджета), исходя из среднесрочной концепции. Эта концепция должна отражать оценки в отношении оптимального сочетания аккумулирования и использования доходов от нефти и других сырьевых товаров (возможно на основе должным образом сформулированного фискального правила), которое обеспечило бы контр-цикличность налогово-бюджетной политики и стимулировало бы диверсификацию экономики.
6. На пути к устойчивому экономическому росту в предстоящий период Казахстану необходимо будет решать двуединую задачу устранения недостатков в банковской системе и оживления экономической активности. Первоочередным приоритетом является восстановление балансов банков и ликвидация уязвимых мест в банковской системе. В ближайшей перспективе поддержка со стороны государственного сектора по-прежнему остается критически важной, но при этом необходима стратегия постепенного сворачивания этой поддержки, включая постепенную ликвидацию условных обязательств. Эти шаги должны сопровождаться эффективным банковским надзором и тщательным среднесрочным бюджетным планированием. Необходимость изъятия депозитов государственных структур из банков, сокращения участия в акционерном капитале в системе и сворачивания стимулирующих бюджетных расходов необходимо соразмерять с потребностью в поддержании восстановления экономики. Параллельно с этим предполагается, что повышение роли рынка в определении обменного курса и дальнейшее развитие финансовых рынков внутри страны будут способствовать дедолларизации и содействовать мерам денежно-кредитного регулирования. Как ожидается, эти меры политики и шаги официальных органов по улучшению бизнес-среды, обеспечению дальнейшего повышения качества образования, здравоохранения и инфраструктуры будут способствовать росту конкурентоспособности, стимулированию диверсификации экономики и повышению устойчивости финансовой системы к колебаниям цен на сырьевые товары или изменениям в складывающемся на рынке восприятии рисков.
Источник: Официальный сайт Национального Банка Республики Казахстан
[2010-06-09]
Сообщение отредактировал eug: 09 June 2010 - 15:44